На основе изучения рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".
Цель урока: создать целостное представление о Кавказе по рассказу Л.Н. Толстого, картинам Григория Гагарина, Ф. Рубо, В. Верещагина, И.К. Айвазовского, Куинджи, Н. Ярошенко, А. Орловсакого, также поэтическим произведениям А.С. Пушкина и М. Лермонтова.
Задачи:
Оборудование: проектор, репродукция картины А. Киселев "Горный пейзаж" (1880), А. Мищерского "Кавказ" (1873).
Средства: текст произведения в учебнике литературы 5 класса, презентация картин художников о Кавказе, тексты стихотворений А.С. Пушкина, М. Лермонтова.
Приветствие учащихся. Подготовка к работе.
Краткое комментирование Г. Гагарина с его правдой в передаче событий "Свидание генерала Клюги-фонглюгенаус с Шамилем в 1837 г.
Ф. Рубо - автор ряда известных картин о Кавказской войне, показав общечеловеческую трагедию, всю нелепость войн и несокрушимость людей, отстаивающих свою свободу и родину.
Картины В.В.Верещагина носили этнографический-жанровый характер, бытовые сцены и виды Кавказа "на Кавказе" Айвазовский, А.И. Куинджи, Н. Ярошенко, с его пейзажами Кавказа.
Любовь А.О. Орловского к Кавказу проявилась в картине "Кавказский всадник". Художник часто ходил в одежде горца - в папахе и с кинжалом.
Обмен впечатлений после просмотра презентации. Что больше всего поразило, удивило и привлекло вас?
- Сегодня мы превратимся в читателей исследователей, лингвистов и литературоведов и знатоков живописи.
Анализа текст Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
- Каждое слово в произведении не бывает случайным С.Маршак писал: " На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку"
Кавказский - Кавказ (географическая карта)
- Территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области свыше 500 тысяч км2, делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.
- Многие художники, восхищаясь красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов.
Репродукции картин с видом Кавказа, рисунки М.Ю. Лермонтова "Эпизод сражения при Валерики" раскрашен Григорием Гагариным "Эльбрус" 1838 г, "Воспоминание о Кавказе", "Перестрелка в горах Дагестана", М.С. Родионов "Жилин смотрит в русскую сторону", "Пленение Жилина".
- У величайших русских поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа. (Чтение стихотворений учителем, тексты находятся также и у учащихся)
Вопросы:
- А теперь найдем описание природы Кавказа в рассказе Л. Толстого (Гл. IV "На полдни за сарай лощина, табун ходит,…" до "И так думается ему, что это самое крепость русская")
- Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и Л. Толстого? (ответы учащихся)
- Восхищается ли он так же Кавказом?
- Л.Н. Толстой тоже бывал на Кавказе. Какие чувства вызывал у него Кавказ?
Cлово учителя
- Роль Кавказа в жизни и творчестве. Какие произведения написаны. Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода.
- Именно эта тема и звучит в названии.
- Лев Толстой не сообщает никаких исторических сведений, но, зная историю и географию, мы можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе6 героя.
Словарная работа
- С помощью отдельных слов Толстой погружает нас в мир одного из горских народов – татар. Какие это слова?
- Важно знать лексическое значение этих слов "незнакомцев". (предварительно получили задание выписать незнакомые слова из текста произведения: список составлен до урока)
Аул Айда "Урус"
Ногаец Галунчиком обшит Джигит
Сакля Буза Мечеть
Бешмет Сафьянные башмачки Шептала
Черкеска Чалма Мекка
Хаджи Алла Мулла
Учитель: На картинах Верещагина, А.О. Орловского мы видели, как одевались горцы, их быт, нравы. (Зрительно представили)
- Толстой дает описание одежды и внешнего вида татарина (мужчины), татарки (женщины, мальчишек и девочки, татарского аула).
- Кто главные герои?
- Дает ли Толстой развернутые портреты героев через описание? (нет, только отдельные характеристики. Читателю представляется право самому сделать вывод о личностях героя, самим составить характеристики)
- Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?
- Что они могут значить?
- Что такое "жила"? (прочное окончание мышц: отсюда слова "жилистый", "двужильный" так говорят о выносливом, крепком человеке. Жилин = действие)
Что такое "костыль"? (палка для хромых, безногих, т.е. можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре)
Костылин = бездействие
Составим сравнительную характеристике героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.
Жилин |
Костылин |
Офицер русской армии, хоть не велик ростом, а удал был. « с ними что робеть, то хуже» О нём татары: «ты всё серчаешь» «хорош урус» «мастер был» |
Офицер русской армии «грузный, толстый, весь красный о нём татары «смирный» |
Поведение героя во время нападения |
|
«доберусь до ружья, я сам не дамся» |
За место того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости |
Поведение героев во время побега |
|
Проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется |
Не соратник а обуза: страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует |
- Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?
- Почему в единичном числе, ведь было два пленника? (так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)
Поставьте знак "+" или "-"
- С какой целью я использую литературу в единстве с живописью?
Во-первых, знакомство с художниками, их картинами, дает материал для зрительного восприятия места действия.
Во-вторых, цветовая гамма картин передаст истинное отношение художника.
В-третьих, воспитывает чувство уважения к другому народу, быту, обычаю, несущих добро, справедливость, сочувствие.
"Портрет" Н. Заболоцкий
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
- Эта строфа из стихотворения показывает или подчеркивает значимость живописи в сохранении на века одно из мгновений жизни, которое мы будем изучать и в литературе, и в живописи.
"Художники" 1961 г. Н. Матвеева
- Кисть художника везде находит тропы… Живописи всегда есть место среди других искусств для более глубокого понимания времени.
Я. Полонский Она давно прошла, и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча выражаем.
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас.
Учитель: И этот портрет будет привлекать внимание потомства. Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Домашнее задание:
Подготовить сообщение "Друзья и враги Жилина".
Индивидуальное домашнее задание (по парам):