Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе "Кавказ в русской литературе и живописи"

На основе изучения рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".

Цель урока: создать целостное представление о Кавказе по рассказу Л.Н. Толстого, картинам Григория Гагарина, Ф. Рубо, В. Верещагина, И.К. Айвазовского, Куинджи, Н. Ярошенко, А. Орловсакого, также поэтическим произведениям А.С. Пушкина и М. Лермонтова.

Задачи:

  • Развивать умение анализировать художественный текст, формируя видение взаимосвязи литературоведения, живописи.
  • Обучать умению отбирать материал из текста для работы над определенной темой (храбрость, трусость, благородство и подлость, дружба и предательство.
  • Формировать знания, умения и навыки сопоставительного анализа характеров и поведения основных героев.

Оборудование: проектор, репродукция картины А. Киселев "Горный пейзаж" (1880), А. Мищерского "Кавказ" (1873).

Средства: текст произведения в учебнике литературы 5 класса, презентация картин художников о Кавказе, тексты стихотворений А.С. Пушкина, М. Лермонтова.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Подготовка к работе.

Просмотр презентации с репродукциями картин художников

Краткое комментирование Г. Гагарина с его правдой в передаче событий "Свидание генерала Клюги-фонглюгенаус с Шамилем в 1837 г.

Ф. Рубо - автор ряда известных картин о Кавказской войне, показав общечеловеческую трагедию, всю нелепость войн и несокрушимость людей, отстаивающих свою свободу и родину.

Картины В.В.Верещагина носили этнографический-жанровый характер, бытовые сцены и виды Кавказа "на Кавказе" Айвазовский, А.И. Куинджи, Н. Ярошенко, с его пейзажами Кавказа.

Любовь А.О. Орловского к Кавказу проявилась в картине "Кавказский всадник". Художник часто ходил в одежде горца - в папахе и с кинжалом.

Обмен впечатлений после просмотра презентации. Что больше всего поразило, удивило и привлекло вас?

Сообщение темы и постановки цели урока

- Сегодня мы превратимся в читателей исследователей, лингвистов и литературоведов и знатоков живописи.

Анализа текст Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

- Каждое слово в произведении не бывает случайным С.Маршак писал: " На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку"

Кавказский - Кавказ (географическая карта)

- Территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области свыше 500 тысяч км2, делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.
- Многие художники, восхищаясь красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов.

Репродукции картин с видом Кавказа, рисунки М.Ю. Лермонтова "Эпизод сражения при Валерики" раскрашен Григорием Гагариным "Эльбрус" 1838 г, "Воспоминание о Кавказе", "Перестрелка в горах Дагестана", М.С. Родионов "Жилин смотрит в русскую сторону", "Пленение Жилина".

- У величайших русских поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа. (Чтение стихотворений учителем, тексты находятся также и у учащихся)

  1. "Кавказ" А.С. Пушкин.
  2. "Кавказ" М. Лермонтов.
  3. Отрывок из поэмы "Кавказский пленник" М. Лермонтов.

Вопросы:

  • Чье стихотворение вызвало ваш эмоциональный отклик и почему?
  • В чем различие изображения Кавказа?
  • С чем ассоциируется Монастырь на Казбеке у Пушкина? А у Лермонтова "Крест на скале"
  • Какова цель лирических героев в обеих стихотворениях? (она едина – стремление к вечности)

- А теперь найдем описание природы Кавказа в рассказе Л. Толстого (Гл. IV "На полдни за сарай лощина, табун ходит,…" до "И так думается ему, что это самое крепость русская")
- Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и Л. Толстого? (ответы учащихся)
- Восхищается ли он так же Кавказом?
- Л.Н. Толстой тоже бывал на Кавказе. Какие чувства вызывал у него Кавказ?

Cлово учителя

- Роль Кавказа в жизни и творчестве. Какие произведения написаны. Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода.
- Именно эта тема и звучит в названии.

  • "Кавказский пленник" = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен).
  • Кто их взял в плен? Кто такие кавказцы? (горские народы, мусульманская религия, чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы и татары).
  • Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?
  • Какая война была тогда на Кавказе? (историческая справка о войне)

- Лев Толстой не сообщает никаких исторических сведений, но, зная историю и географию, мы можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе6 героя.

Словарная работа

- С помощью отдельных слов Толстой погружает нас в мир одного из горских народов – татар. Какие это слова?
- Важно знать лексическое значение этих слов "незнакомцев". (предварительно получили задание выписать незнакомые слова из текста произведения: список составлен до урока)

Аул               Айда                          "Урус"
Ногаец           Галунчиком обшит          Джигит
Сакля            Буза                           Мечеть
Бешмет          Сафьянные башмачки       Шептала
Черкеска        Чалма                         Мекка
Хаджи            Алла                          Мулла

Учитель: На картинах Верещагина, А.О. Орловского мы видели, как одевались горцы, их быт, нравы. (Зрительно представили)
- Толстой дает описание одежды и внешнего вида татарина (мужчины), татарки (женщины, мальчишек и девочки, татарского аула).

Характеристика главных героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

- Кто главные герои?

- Дает ли Толстой развернутые портреты героев через описание? (нет, только отдельные характеристики. Читателю представляется право самому сделать вывод о личностях героя, самим составить характеристики)

- Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?

- Что они могут значить?

- Что такое "жила"? (прочное окончание мышц: отсюда слова "жилистый", "двужильный" так говорят о выносливом, крепком человеке. Жилин = действие)

Что такое "костыль"? (палка для хромых, безногих, т.е. можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре)

Костылин = бездействие

Составим сравнительную характеристике героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.

Жилин

Костылин

Офицер русской  армии, хоть не велик ростом, а удал был.

« с ними что робеть, то хуже»

О нём татары: «ты всё серчаешь»

«хорош урус»

«мастер был»

Офицер русской армии

«грузный, толстый, весь красный

о нём татары «смирный»

Поведение героя во время нападения

«доберусь до ружья, я сам не дамся»

За место того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу  к  крепости

Поведение героев во время  побега

Проявляет  волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется

Не соратник а обуза: страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит  боль, усталость, бездействует

- Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?
- Почему в единичном числе, ведь было два пленника? (так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)

Заключительная переменка. Мини-тест

Поставьте знак "+" или "-"

  1. События происходили осенью . (-)
  2. Жилин был не велик ростом, да удал. (+)
  3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
  4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. (-)
  5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
  6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
  7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
  8. Вол второй раз Жилин бежал один. (+)
  9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)
  10. 1После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

Подведение итогов урока

  1. Что вы узнали о Л.Н. Толстом?
  2. Помогли вам художники понять, что такое Кавказ? Какие люди там живут?
  3. Как относились к русским солдатам? К пленным?
  4. Из стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова вы узнали то, что вам было незнакомо? Или вы уже представляли все это?
  5. Назовите причины, которые заставили художников взяться за кисть?
  6. Вам было сложно? Просто? Легко? Понять произведение Толстого?

- С какой целью я использую литературу в единстве с живописью?

Во-первых, знакомство с художниками, их картинами, дает материал для зрительного восприятия места действия.

Во-вторых, цветовая гамма картин передаст истинное отношение художника.

В-третьих, воспитывает чувство уважения к другому народу, быту, обычаю, несущих добро, справедливость, сочувствие.

"Портрет" Н. Заболоцкий

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

- Эта строфа из стихотворения показывает или подчеркивает значимость живописи в сохранении на века одно из мгновений жизни, которое мы будем изучать и в литературе, и в живописи.

"Художники" 1961 г. Н. Матвеева
- Кисть художника везде находит тропы… Живописи всегда есть место среди других искусств для более глубокого понимания времени.

Я. Полонский Она давно прошла, и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча выражаем.
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас.

Учитель: И этот портрет будет привлекать внимание потомства. Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение "Друзья и враги Жилина".

Индивидуальное домашнее задание (по парам):

  1. А.С. Пушкин "Монастырь на Казбеке".
  2. М.Ю. Лермонтов "Крест на скале".
Размер:
27.53 Kb
Скачали:
17