Конспект урока литературы 5 класс: Сергей Есенин и тема родной природы

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с темой родной природы в творчестве Сергея Есенина;
  • научить анализировать текст, выделять основные мотивы и образы;
  • воспитать гордость за родную природу.

Задачи:

  • познакомить со стихотворениями С. Есенина "Береза", "Пороша", "Там, где капустные грядки", "Поет зима, аукает", "Сыплет черемуха снегом", "Край любимый, сердцу снятся".
  • организовать работу с текстом: выразительное чтение, основные мотивы и образы, анализ.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Сергея Алесандровича Есенина.

Сергей Есенин - поэт родной землиСергей Есенин - поэт родной земли

- Начнем знакомство с прослушивания стихов в исполнении известных артистов. Давайте прослушаем стихотворение "Береза".

- Прошу Вас прочитать выразительно данное стихотворение.
- А теперь давайте проведем анализ.

Анализ стихотворения Сергея Есенина "Береза"

Дата: 1913 г.
Тема: красота русской березы.
Композиция: простая, линейная.

Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер: трехстопный хорей с пиррихием.

Эпитеты: новое серебро, белая береза, снежная кайма, белая бахрома, сонная тишина, золотой огонь, пушистые ветки.
Метафоры: распустились кисти,"горят снежинки, заря обходит кругом, береза принакрылась снегом.
Сравнение: принакрылась снегом, точно серебром.

Учитель: Переходим к прослушиванию следующего стихотворению поэта - "Пороша".
- Предлагаю прочитать выразительно и проанализировать.

Анализ стихотворения "Пороша"

Дата: 1914 г.
Тема: любовь к родной природе.
Композиция: линейная (4 части), каждая часть состоит из 1 строфы, но все объединены темой, но в каждой строфе своя тема.

Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер: четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры: стелет шаль, заколдован невидимкой.
Эпитеты: белою, серые, бесконечная.
Сравнения: понагнулась как старушка, словно белою косынкой, дорога убегает лентой"

Олицетворения: дремлет лес, оперлася на клюку.
Инверсия: скачет конь, повязалася сосна.

Учитель: Молодцы, давайте немного отдохнем.

Физминутка

- А сейчас, ребята, давайте послушаем стихотворение Сергея Есенина "Там, где капустные грядки".

Анализ стихотворения "Там, где капустные грядки"

Дата: 1910 г.
Тема: гармония природы.
Жанр: лирическое стихотворение.

Композиния: стихотворение состоит из одного четверостишия.
Стихотворный размер: в первых двух строках дактиль, в двух последних - амфибрахий.

Метафоры: красной водой поливает восход, клененочек сосет зеленое вымя - передают нежность и живую силу природы.
Эпитеты: красная вода, маленький клененочек - подчеркивают естественность и близость природы к человеку.

Олицетворение: природа представлена как мать, кормящая свое дитя - маленький клен, что усиливает ощущение единства и гармонии.
Настроение: тихое счастье от царящей вокруг гармонии. Лирический герой не выражен.

Учитель: Переходим к следующему произведению - "Поет зима, аукает".
- Предлагаю прочитать стихотворение выразительно и сделать его анализ.

Анализ стихотворения "Поет зима, аукает"

Дата: 1910 г.
Тема: природа, красота и суровость зимней поры года.
Композиция: построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер: четырехстопный ямб с использованием парной и кольцевой рифмы.

Метафоры: плывут в страну далекую, стозвон сосняка.
Эпитеты: седые, игривые, бешеный.

Сравнени: как детки сиротливые, метелица ковром шелковым стелется.
Олицетворения:"мохнатый лес баюкает, вьюга злится все сильней.

Учитель: Переходим к следующему стихотворению Сергея Алесандровича, которое называется "Сыплет черемуха снегом".
- Давайте его выразительно прочтем и проанализируем.

Анализ стихотворения "Сыплет черемуха снегом"

Дата: точная дата написания стихотворения неизвестна.
Тема: весна, пробуждения природы и возрождения чувств.
Жанр: лирическое стихотворение.

Композиция: две части. 1 часть (до строчки "Я одурманен весной") говорит о природе. 2 часть - мысли лирического героя о невесте, а природа - фон для выражения чувств. Композиция линейная.
Стихотворный размер: дактиль.

Метафоры: радуют тайные вести, сыплет черемуха снегом.
Эпитеты: шелковые травы, смолистая сосна, тайные вести.
Олицетворение: сыплет снегом, травы никнут.

Учитель: А сейчас давайте послушаем последнее стихотворение, которое мы разберем на сегодняшнем уроке - "Край любимый, сердцу снятся"

Анализ стихотворения "Край любимый, сердцу снятся"

Тема: любовь к родной земле.
Жанр: лирическое стихотворение.
Композиция: две части. В первой части лирический герой восхищается природой родного края. Во второй части (последние четыре строки) герой размышляет о жизни, смерти. Линейная.

Стихотворный размер: хорей.
Метафоры: Скирды солнца в водах лонных, Ивы - кроткие монашки, Гарь в небесном коромысле. Метафоры подчеркивают одухотворенность природы и усиливают эмоциональную окраску стихотворения.
Олицетворение: природа представлена живой и деятельной - скирды "вызванивают в четки", а ивы сравниваются с монашками.
Эпитеты: тихая тайна, стозвонные зелени, кроткие монашки. Эти эпитеты усиливают впечатление спокойствия и гармонии.
Повторы: повторы ("все встречаю, все приемлю") подчеркивают внутреннее принятие героем своего жизненного пути.

Подведение итогов

Учитель: Итак, ребята, поделитесь своими впечатлениями после прочтения стихотворений о природе и красоте родного края Сергея Есенина.
- Выявите связь лирического героя с родной природой и Родиной. (Ученики отвечают на вопросы педагога)

- Герой стихотворения связан с родной природой. Созданные образы показывают природу как часть его жизни. Связь героя с природой вызывает у него воспоминания и положительные чувства.
- Также в стихотворении упоминается Родина. Это создает связь героя с местом происхождения.

- Родина описывает с восхищением. Эти места вызывают гордость и теплые чувства". Приведите примеры стихов поэтов XIX-ХХ вв на такую же тему. (Обсуждение сходств и различий в подходе к описанию родной природы)

Выставление оценок за активность

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение на выбор.

Размер:
18.04 Kb
Скачали:
3