Цель: познакомить обучающихся с первой частью повести Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник".
Задачи:
- Добрый день, ребята.
Скорей, ребята, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд!
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
- Проверьте аппараты, включите усиление. Тихо сядьте.
- Вы готовы к занятию? (Да)
- Вика, назови дежурные звуки.
- Анжелика скажи: Какое будет занятие? (внеклассное чтение)
- Карина, спроси у Артема: Какое будет занятие?
- Верно, будет внеклассное чтение
- Посмотрите на экран, будем выполнять речевую зарядку.
- Будем хорошо говорить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения со звуками (ж,з).
- Что будем делать? (Выполнять речевую зарядку)
- Послушайте: А-О-У-И-Э, жа-жо-жи, за-зо-зи
- каф____кас___ - кавказский. (вместе / по одному)
- Рассказ называется "Кавказский пленник".
- Мы хорошо говорили звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком (ж, з).
- Начинаем наше занятие. Мне хочется, чтобы оно получилось интересным, увлекательным. В этом поможете мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.
- У вас на столах лежат ленты настроения, определите и покажите, с каким настроением вы начинаете занятие.
- Что мы делаем на занятиях по внеклассному чтению? (читаем, отвечаем на вопросы, размышляем, слушаем)
- Работать будем все вместе, индивидуально.
План занятия:
- Будем читать правильно, выразительно, отвечать на вопросы правильными и полными ответами;
О ком мы говорили на прошлом занятии?
а) Л.Н. Толстой (+)
б) А.С. Пушкин
в) М.Ю. Лермантов
В каком году родился Л.Н. Толстой?
а) 1828 г. (+)
б) 1820 г.
в) 1822 г.
Толстой родился в:
а) Москве
б) Ясной Поляне (+)
в) Твери
Л. Толстой был … ребенком в семье:
а) четвертым (+)
б) третьим
в) вторым
Воинское звание Толстого в армии:
а) подполковник
б) унтер-офицер
в) юнкер (+)
Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался на Кавказе:
а) два года (+)
б) четыре года
в) пять лет
Первый рассказ Толстого был опубликован в:
а) журнале "Современник" (+)
б) журнале "Отечественные записки"
в) журнале "Литератор"
Как называется автобиографическая повесть Толстого:
а) "Севастопольские рассказы"
б) "Детство" (+)
в) "Война и мир"
У Толстого было столько детей:
а) 13 (+)
б) 4
в) 9
Толстой умер в:
а) 1899 г.
б) 1910 г. (+)
в) 1915 г.
- Что мы делали? (Выполняли задание на повторение прошлой темы)
Постановка темы и цели
- Сегодня на занятии мы начнем знакомиться с повестью Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
- Тема урока - "Кавказский пленник", I часть.
- Что нам надо знать и уметь, чтобы разобраться в теме занятия?
- Знать: содержание 1 части повести "Кавказский пленник"
- Уметь: анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев.
- Как будем работать?
Беседа о Кавказе
- Как необычна для русского человека природа Кавказа. Крутые горы сменяются бескрайними долинами, бурные реки – зеркальными озерами.
- Посмотрите на экран
История повести "Кавказский пленник"
В середине XIX столетия на Кавказе шла тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Лев Николаевич Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Лексическая работа
- Как вы думаете, что такое быль?
Быль – рассказ о том, что было на самом деле, о действительном событии, происшествии.
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2) подчинить.
- В основу произведения "Кавказский пленник" положены реальные события.
- На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.
Словарная работа
Барин – человек из высших сословий, господин.
Обоз – вереница повозок, перевозящих грузы или каких-либо людей.
Татары – так называли тогда горцев.
- Итак, в этом сказочном краю, населенном такими удивительными жителями, оказываются два русских офицера.
Физминутка
Анализ произведения
- Итак, подведем итог. (таблица, картинка)
- Что мы делали сегодня на уроке? (по плану)
- Сегодня мы читали, слушали, говорили, отвечали на вопросы.
- Возьмите ленту настроения и оцените свою работу на урок. На следующем уроке мы продолжим знакомиться с рассказом Кавказский пленник.
- Ребята, вы молодцы, работали все активно, занятие окончено, можете отдыхать.