Конспект урока литературы 5 класс "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" I часть"

Цель: познакомить обучающихся с первой частью повести Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник".

Задачи:

  • учить правильному, выразительному, осознанному чтению произведения;
  • помочь создать литературно-художественный образ главного героя произведения путем аналитического чтения текста;
  • работать над развитием связной устной речи.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята.

Скорей, ребята, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд!
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

- Проверьте аппараты, включите усиление. Тихо сядьте.
- Вы готовы к занятию? (Да)
- Вика, назови дежурные звуки.

- Анжелика скажи: Какое будет занятие? (внеклассное чтение)
- Карина, спроси у Артема: Какое будет занятие?
- Верно, будет внеклассное чтение

- Посмотрите на экран, будем выполнять речевую зарядку.
- Будем хорошо говорить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения со звуками (ж,з).
- Что будем делать? (Выполнять речевую зарядку)

- Послушайте: А-О-У-И-Э, жа-жо-жи, за-зо-зи
- каф____кас___ - кавказский. (вместе / по одному)
- Рассказ называется "Кавказский пленник".

- Мы хорошо говорили звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения со звуком (ж, з).

- Начинаем наше занятие. Мне хочется, чтобы оно получилось интересным, увлекательным. В этом поможете мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.
- У вас на столах лежат ленты настроения, определите и покажите, с каким настроением вы начинаете занятие.

Актуализация знаний

- Что мы делаем на занятиях по внеклассному чтению? (читаем, отвечаем на вопросы, размышляем, слушаем)
- Работать будем все вместе, индивидуально.

План занятия:

  • Выполним задание на повторение прошлой темы
  • Знакомство с повестью Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", 1 часть.
  • Словарная работа.
  • Анализ произведения
  • Итог работы.

- Будем читать правильно, выразительно, отвечать на вопросы правильными и полными ответами;

О ком мы говорили на прошлом занятии?

а) Л.Н. Толстой (+)
б) А.С. Пушкин
в) М.Ю. Лермантов

В каком году родился Л.Н. Толстой?
а) 1828 г. (+)
б) 1820 г.
в) 1822 г.

Толстой родился в:
а) Москве
б) Ясной Поляне (+)
в) Твери

Л. Толстой был … ребенком в семье:
а) четвертым (+)
б) третьим
в) вторым

Воинское звание Толстого в армии:
а) подполковник
б) унтер-офицер
в) юнкер (+)

Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался на Кавказе:
а) два года (+)
б) четыре года
в) пять лет

Первый рассказ Толстого был опубликован в:
а) журнале "Современник" (+)
б) журнале "Отечественные записки"
в) журнале "Литератор"

Как называется автобиографическая повесть Толстого:
а) "Севастопольские рассказы"
б) "Детство" (+)
в) "Война и мир"

У Толстого было столько детей:
а) 13 (+)
б) 4
в) 9

Толстой умер в:
а) 1899 г.
б) 1910 г. (+)
в) 1915 г.

- Что мы делали? (Выполняли задание на повторение прошлой темы)

Работа по теме урока

Постановка темы и цели

- Сегодня на занятии мы начнем знакомиться с повестью Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
- Тема урока - "Кавказский пленник", I часть.

- Что нам надо знать и уметь, чтобы разобраться в теме занятия?
- Знать: содержание 1 части повести "Кавказский пленник"
- Уметь: анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев.

- Как будем работать?

  • Читать внимательно
  • Отвечать на вопросы
  • Слушать внимательно
  • Говорить внятно

Беседа о Кавказе

- Как необычна для русского человека природа Кавказа. Крутые горы сменяются бескрайними долинами, бурные реки – зеркальными озерами.
- Посмотрите на экран

История повести "Кавказский пленник"

В середине XIX столетия на Кавказе шла тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Лев Николаевич Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Лексическая работа

- Как вы думаете, что такое быль?

Быль – рассказ о том, что было на самом деле, о действительном событии, происшествии.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) подчинить.

- В основу произведения "Кавказский пленник" положены реальные события.
- На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.

Словарная работа

Барин – человек из высших сословий, господин.

Обоз – вереница повозок, перевозящих грузы или каких-либо людей.

Татары – так называли тогда горцев.

- Итак, в этом сказочном краю, населенном такими удивительными жителями, оказываются два русских офицера.

Физминутка

Анализ произведения

  1. Назовите героев произведения с которыми мы знакомимся в первой части.
  2. Когда и где происходят события о которых рассказывает писатель? (Найти в тексте, прочитать)
  3. Почему Жилин поехал в отпуск домой?
  4. Зачитайте как описывает автор внешность Костылина.
  5. Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза?
  6. Как вели себя Костылин и Жилин когда напали татары?
  7. Как Татары догнали Жилина?
  8. Подумайте: Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному? (У героев разный характер. Костылин храбрый, а Жилин трус)
  9. Что можно сказать о характере Жилина по тому, как он вел себя в бою? (Когда татары напала на Жилина и Костылина, они вели себя по-разному. Жилин не хотел сдаваться, он проявлял себя храбро, а Костылин бросил Жилина и ускакал)

Рефлексия

- Итак, подведем итог. (таблица, картинка)
- Что мы делали сегодня на уроке? (по плану)
- Сегодня мы читали, слушали, говорили, отвечали на вопросы.

- Возьмите ленту настроения и оцените свою работу на урок. На следующем уроке мы продолжим знакомиться с рассказом Кавказский пленник.
- Ребята, вы молодцы, работали все активно, занятие окончено, можете отдыхать.

Размер:
31.29 Kb
Скачали:
5
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса