Цель урока: развитие образного ассоциативного мышления учащихся посредством поэтического текста.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, рисунки учащихся к стихотворениям, альбомные листы, краски.
- Дома вы читали и учили наизусть по выбору прекрасные стихотворения: "Ты помнишь в нашей бухте сонной…" А. Блока; "Жираф" Н. Гумилева; "А вы могли бы? В. Маяковского; "Я в жизни ни разу не был в таверне… М. Светлова; "Почему-то в детстве рисовал я… В. Берестова; "Сказка" Д. Самойлова.
- Что их объединяет? (Романтика неизведанного, таинственный мир мечты, приключений, "цветных туманов")
- Как вы думаете, какой у нас сегодня будет урок?
- Мы, наверное, отправимся в путешествие?!
- Вы угадали. А что мы будем искать?
- Что-то удивительное, доброе, красивое…
- Правильно, сегодня мы совершим путешествие на кораблях в поисках "цветных туманов". (На экране высвечивается тема урока на фоне сонной бухты, слышен шум прибоя)
В классе 4 стола для совместного творчества, на время путешествия они превращаются в корабли.
- Чтобы получить корабли, нужно выполнить первое задание. Ученик, быстрее всех выполнивший задание, становится капитаном.
Проверка на экране:
- Корабли успешно вышли в море.
- Давайте пофантазируем, во что превратился теперь наш класс? (Потолок – высокое небо, светильники – облака, звезды, часы – солнце, растения – диковинные пальмы и т.д.)
Экран:
Мир стал заманчивей и шире,
Вдали он подобен цветным парусам корабля.
На чешуе жестяной рыбы рисовал я.
И все мне казалось: за поворотом
Воду бороздили лодки острым носом.
(А. Блок, Н. Гумилев, В. Маяковский, М. Светлов, Д. Самойлов)
По аналогии ученики сами составляют подобные стихотворения, интересные зачитываются.
- Незаметно опустилась ночь, и нам надо немного отдохнуть, расслабиться.
- Закрываем глаза и слушаем следующее задание.
… по небу звезды бродили на ощупь и в темноте на луну натыкались… (Космос, темно-голубая бездна, черное бездонное небо, огромные огнистые звезды, словно играющие в жмурки с луной…)
Слышится нарастающий шум моря.
- Сейчас начнется шторм, чтобы усмирить стихию, нужно выполнить новое задание.
Экран:
- В каких поэтических строчках вы нашли подсказки?
- Мне кажется, что с таким экипажем можно плыть к самому горизонту. (Учитель глядит в подзорную трубу)
- Я вижу таинственную страну и думаю, нам пора сделать остановку.
- Этот водоем находится далеко, далеко. Там бродит изысканное животное. (Озеро Чад)
Презентация ученицы к стихотворению "Жираф" Н. Гумилева
- Стихотворение "Жираф" очень мелодично, давайте послушаем его в музыкальном исполнении и напишем словами (можно именами существительными) свои ассоциации.
Звучит песня в стиле романса в исполнении Е. Ваенги
Ученики зачитывают ассоциативные цепочки, например: грезы, сказка, мечта, жираф, луна, любовь.
- Пора возвращаться домой из прекрасного путешествия. Какие секреты открыли нам поэты?
- Удалось ли вам увидеть "цветные туманы"?
- Продолжите фразу: "цветной туман" - это … ("Цветной туман" – неиссякаемый источник вдохновения, воображения и фантазии)
Звучит песня на стихи Д. Самойлова "Сказка"
- Берем краски: передайте энергию, легкость, полет, которыми вы зарядились.
- Рисуем "цветные туманы", чтобы наш "мир стал заманчивей и шире"… (Рисунки вывешиваются на доске)
На экране высвечиваются корабль, небо, радуга, облака. В углу пиратский сундук. В нем спрятаны звезды.
- Вот мы и дома. Всех, кому понравилось наше путешествие, попрошу выпустить на небо звездочку из пиратского сундука, чтобы осветить путь нашему кораблику, который поплывет дальше к неизведанным и таинственным берегам, маня нас за собой. (Ученики подходят к интерактивной доске и зажигают на небе радужные звезды)