Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя с привлечением сведений о его занятости и профессии.
Задачи:
Основные термины и понятия: виды профессий, гипербола, сравнение.
Оборудование: текст художественного произведения, компьютер, презентация, раздаточный материал, оценочные листы.
Планируемые результаты изучения темы:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу и постараемся вспомнить, как мы в первый раз увиделись и захотели познакомиться.
- А что такое знакомство? (Знакомство – это общение незнакомых людей, с целью узнать друг друга)
- Когда вы смотрели друг на друга, на что обращали внимание? (На внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на поведение)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На взаимоотношения человека с окружающими, с кем он дружит, общается)
Целеполагание учебной деятельности
- Вы абсолютно правы!
- Как вы думаете, почему я задаю такие вопросы? Какое отношение имеет к нашему уроку? (Нам предстоит знакомство с героями рассказа И.С. Тургенева "Муму")
- Как вы можете обозначить тему урока? (Версии ребят, после чего я озвучиваю тему: "Система образов в рассказе "Муму")
- Сегодня мы продолжим работу по тексту И.С. Тургенева "Муму".
- Узнаем характеристики героев, уделим внимания тому, какие профессии встречаются в тексте и как они характеризуют главных героев.
- Сейчас я предлагаю составить кластер "Знакомство с человеком", который будет нам помогать на протяжении всего урока.
- Называйте составляющие образа героя, которые нам потребуются. (Называют важные составляющие образа героя, я располагаю на доске)
Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока ("Система образов в рассказе "Муму") и цели урока (научиться анализировать образы героев, знакомясь с их профессиями). Называют важные составляющие образа героя:
- Отлично! Подсказку себе мы составили.
- Сегодня вы будете работать в группах. У вас на столах есть список участников, один из который выделен жирным шрифтом – командир. Командиры будут вести учет работы команды, а в конце урока выставят свои отметки.
- Для 1 задания я приглашаю командиров выйти ко мне, чтобы сыграть в известную игру "Камень, ножницы, бумага". (Разыгрывают право выбора цифры с героем)
- Разыграли, выбрали, разделили героев. Отлично! С первым заданием справились.
Каждая группа работает с определенным отрывком:
- Второе задание будет чуть посложнее. Вам необходимо найти и подчеркнуть в тексте характеристику вашего героя, не забываете про подсказку на доске. На выполнение задания я даю вам 5 минут.
- Время вышло. Давайте знакомиться с нашими героями.
- Если успеем или дети не сработали, то дополнить образ Герасима.
Сравнения
Сравнение в описании его работы
"...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья..."
- Сравнение помогает автору создать образ героя и подчеркнуть главные черты его характера достоинство, смелость, независимость.
Гиперболы
Вывод: таким образом, Герасим похож на былинного богатыря. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Работа с метлой и бочкой кажется ему нелепой, но он хорошо выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.
- Скажите, ребята, что нам известно о работе Герасима в деревне? (Пахал, косил)
- Можете ли вы изобразить это? Давайте все вместе представим, что мы косим траву. (Изображают)
- А какая работа досталась ему в городе? (Подметать, колоть дрова, сторожить ночью)
- Давайте представим, что мы рубим дрова?
- А теперь подметаем.
- Отлично! И представили сложность работы, и размялись немного. Согласитесь, при таком образе жизни не трудно сохранять силу и ловкость.
- Скажите, пожалуйста, почему о Герасиме написано больше всего информации? (Он главный герой)
- Влияет ли род деятельности человека на его образ жизни? (Да)
- Как изменилась жизнь Герасима после переезда в город? (Если сами ответят – хорошо, если нет, то работаем с учебником стр. 191)
- Какова должность Герасима? (Дворник)
- Какие профессии встретились еще вам в тексте? (Перечисляют со стр. 192 внизу)
- Следующее задание – соотнести род занятия крепостных с определением этой работы. У каждой команды есть свой перечень профессий. На работу у вас 2 минуты.
- Проверяем по 1 каждая команда по очереди, я вывожу на экран. (2 минуты)
Группа № 1
Группа № 2
Группа № 3
- Ребята, мы познакомились со многими профессиями, встречающимися в тексте произведения. Они помогают создать образы героев. Раскрыть их индивидуальность, мастерство.
- О какой работе мы с вами не сказали? (Дворник)
- Кто это такой? (Дворник - домовый работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и около дома)
- Скажите, пожалуйста, сумел ли автор донести до читателей, используя описание занятий героя, развернутую характеристику образов? (Да)
- Как относились к Герасиму окружающие? (Кто-то боялся, кто-то уважал)
- А почему? Как вы можете охарактеризовать Герасима? Как он работал? (Работал быстро, качественно, был ответственным, старательным, трудолюбивым)
- Скажите, а какие из перечисленных нами профессий дошли до наших дней? (Врач, повар, столяр, швея, ветеринар)
- Знаете ли вы, где можно выучиться на эти профессии? (Ответы учащихся)
- Каждый ли род занятий требует обучения? (Нет, на дворников не учат, но это тоже труд, который нужно уважать)
- Вернемся к нашему кластеру. Скажите, какова была наша цель сегодня? Достигли мы ее? (Да, познакомиться с героями рассказа Тургенева "Муму")
- А сейчас я прошу командиров завершить работу с оценочной таблицей и выставить свои отметки. (Собираю, отмечаю тех, кто хорошо работал)
- У нас осталось последнее задание: встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
- Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи.
- Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.
- Спасибо за урок! Было приятно с вами работать!