Конспект урока литературы 5 класс "Система образов в рассказе И.С. Тургенева "Муму". Образ Герасима"

Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя с привлечением сведений о его занятости и профессии.

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
  • совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию;
  • формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.

Основные термины и понятия: виды профессий, гипербола, сравнение.

Оборудование: текст художественного произведения, компьютер, презентация, раздаточный материал, оценочные листы.

Планируемые результаты изучения темы:

  • научиться характеризовать литературного героя, его духовные и нравственные качества, делать выводы, рассуждать, выражать свое отношение к герою рассказа.
  • формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Ход урока

Организация начала урока

- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу и постараемся вспомнить, как мы в первый раз увиделись и захотели познакомиться.
- А что такое знакомство? (Знакомство – это общение незнакомых людей, с целью узнать друг друга)

- Когда вы смотрели друг на друга, на что обращали внимание? (На внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на поведение)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На взаимоотношения человека с окружающими, с кем он дружит, общается)

Целеполагание учебной деятельности

Мотивация, актуализация целеполагание учебной деятельности

- Вы абсолютно правы!
- Как вы думаете, почему я задаю такие вопросы? Какое отношение имеет к нашему уроку? (Нам предстоит знакомство с героями рассказа И.С. Тургенева "Муму")
- Как вы можете обозначить тему урока? (Версии ребят, после чего я озвучиваю тему: "Система образов в рассказе "Муму")

- Сегодня мы продолжим работу по тексту И.С. Тургенева "Муму".
- Узнаем характеристики героев, уделим внимания тому, какие профессии встречаются в тексте и как они характеризуют главных героев.

- Сейчас я предлагаю составить кластер "Знакомство с человеком", который будет нам помогать на протяжении всего урока.
- Называйте составляющие образа героя, которые нам потребуются. (Называют важные составляющие образа героя, я располагаю на доске)

Кластер "Знакомство с человеком"Кластер "Знакомство с человеком"

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока ("Система образов в рассказе "Муму") и цели урока (научиться анализировать образы героев, знакомясь с их профессиями). Называют важные составляющие образа героя:

  • П – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • Р – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия)

- Отлично! Подсказку себе мы составили.
- Сегодня вы будете работать в группах. У вас на столах есть список участников, один из который выделен жирным шрифтом – командир. Командиры будут вести учет работы команды, а в конце урока выставят свои отметки.

- Для 1 задания я приглашаю командиров выйти ко мне, чтобы сыграть в известную игру "Камень, ножницы, бумага". (Разыгрывают право выбора цифры с героем)

- Разыграли, выбрали, разделили героев. Отлично! С первым заданием справились.

Работа в группах

Каждая группа работает с определенным отрывком:

  • Герасим – стр. 189-190 - внешность, стр. 191-192 - характер.
  • Барыня – стр. 189.
  • Татьяна – стр. 193-194.

- Второе задание будет чуть посложнее. Вам необходимо найти и подчеркнуть в тексте характеристику вашего героя, не забываете про подсказку на доске. На выполнение задания я даю вам 5 минут.
- Время вышло. Давайте знакомиться с нашими героями.
- Если успеем или дети не сработали, то дополнить образ Герасима.

Сравнения

  • "Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий как дерево растет на плодородной земле…"
  • "Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык…"

Сравнение в описании его работы

"...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья..."

- Сравнение помогает автору создать образ героя и подчеркнуть главные черты его характера достоинство, смелость, независимость.

Гиперболы

  • Про кровать писатель говорит: "сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы".
  • Когда Герасим косил, то мог "молодой березовый лесок смахивать с корней долой".
  • Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, "что хоть в полицию их потом не води".

Вывод: таким образом, Герасим похож на былинного богатыря. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Работа с метлой и бочкой кажется ему нелепой, но он хорошо выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

Физминутка

- Скажите, ребята, что нам известно о работе Герасима в деревне? (Пахал, косил)
- Можете ли вы изобразить это? Давайте все вместе представим, что мы косим траву. (Изображают)
- А какая работа досталась ему в городе? (Подметать, колоть дрова, сторожить ночью)

- Давайте представим, что мы рубим дрова?
- А теперь подметаем.
- Отлично! И представили сложность работы, и размялись немного. Согласитесь, при таком образе жизни не трудно сохранять силу и ловкость.

Изучение нового учебного материала

- Скажите, пожалуйста, почему о Герасиме написано больше всего информации? (Он главный герой)
- Влияет ли род деятельности человека на его образ жизни? (Да)
- Как изменилась жизнь Герасима после переезда в город? (Если сами ответят – хорошо, если нет, то работаем с учебником стр. 191)

- Какова должность Герасима? (Дворник)
- Какие профессии встретились еще вам в тексте? (Перечисляют со стр. 192 внизу)

- Следующее задание – соотнести род занятия крепостных с определением этой работы. У каждой команды есть свой перечень профессий. На работу у вас 2 минуты.
- Проверяем по 1 каждая команда по очереди, я вывожу на экран. (2 минуты)

Группа № 1

  • Прачка - женщина, занимающаяся стиркой и глаженьем белья, как профессией. Работница, занимающаяся ручной стиркой белья.
  • Швея - работница, занимающаяся шитьем, а также (устар.) вообще портниха.
  • Столяр - рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
  • Портной - мастер, специалист по шитью одежды.

Группа № 2

  • Шорник - мастер, изготовляющий седла, уздечки и другую ременную упряжь.
  • Ветеринар - специалист со специальным образованием, занимающийся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.
  • Лекарь – человек, занимающийся лечением больных людей.
  • Башмачник - мастер, изготовляющий или починяющий обувь; сапожник.

Группа № 3

  • Кастелянша - работница бельевой (в лечебном учреждении, доме отдыха, гостинице), ведающая хранением и выдачей белья.
  • Дворецкий - в богатом доме: старший слуга, заведующий домашним хозяйством и прислугой.
  • Кучер - тот, кто правит запряженными в экипаж лошадьми; возница
  • Повар - специалист по приготовлению пищи.

Закрепление учебного материала

- Ребята, мы познакомились со многими профессиями, встречающимися в тексте произведения. Они помогают создать образы героев. Раскрыть их индивидуальность, мастерство.
- О какой работе мы с вами не сказали? (Дворник)
- Кто это такой? (Дворник - домовый работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и около дома)

- Скажите, пожалуйста, сумел ли автор донести до читателей, используя описание занятий героя, развернутую характеристику образов? (Да)
- Как относились к Герасиму окружающие? (Кто-то боялся, кто-то уважал)
- А почему? Как вы можете охарактеризовать Герасима? Как он работал? (Работал быстро, качественно, был ответственным, старательным, трудолюбивым)

- Скажите, а какие из перечисленных нами профессий дошли до наших дней? (Врач, повар, столяр, швея, ветеринар)
- Знаете ли вы, где можно выучиться на эти профессии? (Ответы учащихся)
- Каждый ли род занятий требует обучения? (Нет, на дворников не учат, но это тоже труд, который нужно уважать)

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Вернемся к нашему кластеру. Скажите, какова была наша цель сегодня? Достигли мы ее? (Да, познакомиться с героями рассказа Тургенева "Муму")
- А сейчас я прошу командиров завершить работу с оценочной таблицей и выставить свои отметки. (Собираю, отмечаю тех, кто хорошо работал)

- У нас осталось последнее задание: встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
- Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

  • Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
  • Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
  • Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи.
- Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.
- Спасибо за урок! Было приятно с вами работать!

Размер:
51.64 Kb
Скачали:
7