И.С. Тургенев. Рассказ "Муму": Немой протест героя – символ немоты крепостного права

Цели:

  • раскрыть нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью и значение немоты героя;
  • развивать навыки пообразного анализа; навыки выразительного чтения по ролям, устную речь, мышление;
  • формировать нравственные качества: уважение к ближнему, любовь к людям.

Оборудование: учебник, иллюстрации, карточки, кроссворды.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Объявление темы и целей урока

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа "Муму" и поговорим о нравственной красоте Герасима, о его превосходстве над барыней и ее челядью. А также наша задача раскрыть значение немоты героя.

Основное содержание урока

- В обыденной жизни, в горе Герасим проявил себя "самым замечательным лицом" среди прочих.
- Что же сделало счастливым Герасима в этот счастливый год? (То, что он мог заботиться о беззащитном существе, испытать радость от его привязанности. Это дает ему силы жить)

- Какие же события происходили в течение этого года? (Да никаких – он работал и растил Муму, она как только немного подросла, стала даже чем-то помогать ему. Счастливым сделали Герасима не события, а возможность спокойно работать и заботиться о милом ему существе)

- Итак, Герасим был счастлив год. И произошло какое-то неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье и спокойствие жизни Герасима.
- Какое же это обстоятельство? (Ответы учащихся)
- Перескажите эпизод пропажи Муму и поиски Герасима.

Аналитическая беседа

- Как передает автор переживания Герасима в этот момент? (Его переживания передаются выразительными глаголами (стал бегать, искать, кликать, бросился, выскочил), характеристикой его поведения ("с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, успел обежать пол-Москвы), отношением к исполнению своих обязанностей (весь следующий день Герасим не показывался)

- Как же возвращение собаки отразилось на поведении Герасима?
- Почему он пообещал, что сам берется уничтожить Муму? (Он понимает, что ослушаться барыни никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице)

- Почему Степан говорит о Герасиме: "Уж он такой. Он не то, что наш брат"? Как вы понимаете эти слова? (Все видят, что Герасим никогда не лжет, не притворяется, не отлынивает от работы. Он превосходит их всех нравственно, своей душой)

- Почему Герасим, когда уводит Муму навсегда из дома, надевает праздничный кафтан? (Он хотел последний свой выход с Муму сделать как можно приятнее для нее: кафтан, шерсть на ней так и лоснилась, он кормит ее мясными щами в трактире)

- Когда же Герасим принял решение уйти в деревню – до смерти Муму или после ее гибели? (Очевидно, что гибель любимого существа и была той последней каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест)

Работа над языковыми особенностями

- В начале рассказа перед нами глухонемой силач, близкий к природе, связанный с ней нерасторжимыми узами. Что же помогает нам представить, увидеть эту близость?
- Какие художественные средства? Подтвердите текстом.

- "Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. Как молодой здоровый бык. Он сам смахивал на степенного гусака". Это сравнения.
- Вспомните момент, когда пропала Муму, в каком отчаянии был Герасим. Найдите в тексте.

- Здесь автор тоже использует сравнение: "бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
- И уже совсем не то видим в конце рассказа: "великан, расходившийся добрый молодец, который как лев выступает сильно и бодро".
- Последнее сравнение тоже из мира природы, напоминает сказочные преувеличения.

Индивидуальная работа по карточкам

- Подготовить ответ на вопрос по иллюстрации.

Устное словесное рисование. Сравнительный анализ

- Каким вы себе представляете великана? Опишите его в вашем представлении.
- Можно ли Герасима сравнить с описанием великана? Найдите описание Герасима, которое бы соответствовало качествам великана? (Ведь "великан" действительно наделен необычайными качествами, "отчаянной и вместе радостной решимостью", "несокрушимой отвагой", "широко распахнута его грудь", "глаза жадно и прямо устремлены вперед")

- Это был глухонемой человек, но зато он мог чутко воспринимать окружающее. Герасим был открыт тонким и поэтическим ощущениям: его радует запах поспевающей ржи, ласковые удары ветра с родины, золотая россыпь несчетных звезд, влажно-красные лучи восходящего солнца. Он умеет это видеть, пережить, почувствовать.

Игра для разминки "Кто продолжит?"

Учитель показывает карточку с именем героя из рассказа, а ученик должен продолжить рассказ об этом образе или подобрать к нему подходящие определения.

Беседа по образу Герасима

- Что вас трогает в этом герое?
- Почему в финале так радостен и полон сил Герасим? Сравните: даже когда Муму просто пропала, он не спал и стонал всю ночь. А теперь после поступка, который был совершен с таким отчаянием, такое неожиданное состояние счастья.

- Откуда оно? (Герасим, наконец-то, почувствовал себя человеком, приняв первое в жизни самостоятельное решение, и поет в нем душа и полна радости природа вокруг него)

Выразительное чтение эпизода. Беседа по прочитанному тексту

- Давайте прочитаем выразительно тот эпизод, когда Герасим возвращается домой.
- Как доказать, что автора радует смелый поступок Герасима? (Эта радость в восторженном описании пути богатыря, в радостном описании картины природы, которая была так близка ему)

- А вас радеет несокрушимая отвага и вместе с тем радостная решимость Герасима?

- Что хотел выразить автор этим эпизодом? Что совершил немой Герасим? (Этим текстом автор выражает свое торжество - победу Герасима не только над гнетом барыни, но и победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений)

Работа над темой урока

- Какой символический смысл в этом образе – "Немой"?
- В самые тяжелые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой.
- Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй.

- Вы знаете, что Герасим это прототип крепостного Андрея. Что изменил писатель в ходе событий? (Андрей до смерти служил барыне и сохранил рабскую покорность даже после уничтожения собаки)
- Почему автор это сделал?

Слово учителя. Работа над эпиграфом

- Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаем, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Это слова Тургенева. Не кажется ли вам, что эти мысли он вложил в конце рассказа в образ одного героя. Кто он, и как это выражается?

Итог урока

- Писатель всегда был проповедником справедливости, гуманности, красоты человеческих отношений, облагораживающих человека, вызывающих в нем добрые чувства.
- Во время похорон Тургенева один из многочисленных венков был сделан в виде разорванной цепи.

- Это был символ того, что Тургенев своим творчеством способствовал освобождению русского народа от крепостного права.
- Произведения Тургенева учат нас видеть прекрасное в жизни людей и в природе, делают нашу жизнь богаче и интереснее.

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по рассказу.

Размер:
18.83 Kb
Скачали:
8