Конспект урока по литературному чтению "Русский детский фольклор: детские народные песни, дразнилки и считалки, небылицы" для 5 класса с нерусским языком обучения.
Цель урока: продолжить знакомство с фольклором через освоение малых жанров.
Задачи:
1. Познакомить с русским детским фольклором: народными песнями, дразнилками, считалками, небылицами.
2. развивать навыки устной связной речи, технику чтения, орфоэпическую грамотность, диалогическую речь, умения сопоставлять, аргументировать ответы.
3. Воспитание сотрудничества, взаимопомощи в группе.
Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький
Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: рифмованный диалог, вопросы и задания, беседа.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Ученики:
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Только дружно и только вместе,
Получить пятерки нужно.
2. Опрос домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
Детский фольклор – явление вечное, потому что вечно детство, которое дано человеку, «чтобы играть», и, играя, творить жизнь. Детский фольклор - это неповторимый континент детства, страна детей.
Знаешь ли ты, что твое первое знакомство с искусством началось с фольклора? Ты еще
не стоял на ногах и не умел говорить, а вокруг тебя уже царил волшебный мир фольклора.
Твоя мама, взяв твои ручки, похлопывала ими в такт, приговаривая:
Ладушки, ладушки! Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Шу-у-у – полетели,
На головку сели!
Эти милые стишки, которыми забавляют совсем маленьких детей, называются потешки. Они сопровождают самые первые игры родителей с ребенком. И слушая вроде бы немудреные стихи, малыш привыкает различать ритм и напевность поэтических строк,
вслушивается в звучание поэтического слова.
1. Детские русские народные песни
Русская народная песня славится своей силой и удивительной гармоничностью. Что касается русских народных напевов, то они представляют необыкновенное богатство и полноту звуков и, при этой музыкальной силе, выражают чувство во всем его многообразии. Становится ясным, какое могучее, воспитательное средство в них заключается, чтобы развить в ребёнке чувство близости к своему народу. Детские русские народные песни — часть оригинальной музыкальной сокровищницы. Пение — одно из главных потребностей детей. Круг любителей русских народных песен постоянно растёт.
Зима – снежное, пушистое время года. Зимой можно покататься на санках. Лето, уж какое оно счастливое, а такой возможности не даёт. Цените зиму!
«Зима»
В ночку воет и гудит
На дворе метелица;
Утром солнышко блестит,
Снег пушистый стелется.
Встала Маша ото сна,
Прыг – с своей кроваточки:
Поглядит – а у окна
Санки-самокаточки.
То-то радость! Ай, лю-ли!
И забила в ладошки.
Сели мы, и понесли
Нас с тобой лошадушки!
2. Дразнилки - в них нет пошлости, а есть потребность в здоровом, раскованном озорстве, смехе, юморе, порой грубоватом, без которого не может обойтись нормальная человеческая жизнь.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей!
Гоняй галочек
Из-под палочек!
Ах ты, Лешка-простота,
Купил лошадь без хвоста.
3. Считалки - спутники игр, «игровые прелюдии» ( Г. С. Виноградов). Это рифмованные произведения, их говорят в такт.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух!
Раз, два, три, четыре, пять...
Сорок первой – начинать.
За морями, за горами,
За железными дверями
На помосте царский трон,
А на троне царь сидит,
Он водить тебе велит.
4. Небылица - весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.
Долгоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Народила поросят
Ровным счетом шестьдесят;
Распустила поросят —
На сучках они висят
И пронзительно визжат:
Полетать они хотят.
Полетели, полетели
И на облачко присели!
Косолапый медведь
С мухи шкуру содрал,
Сапоги с нее сточал,
В них пред волком щеголял,
Подскользнулся и упал,
В море си́не он попал!
Сине море все повыгорело,
Бе́ла рыба вся повылетела!
А на печке мужик
Рыбу-осетра поймал,
А жена его из пламени
Быстру щуку выхватила!
И пошли тут чудеса:
Там, где море, там – леса,
В небесах растут грибы,
А водою жгут дубы!
4. Закрепление материала.
Поиграем в рифмы:
Задание: вспомните, что такое рифма. Поддевки построены на рифме. В их основе рифмованный диалог.
- Скажи: оса.
- Оса.
- Цап тебя за волоса.
- Скажи: лук.
- Лук.
- Тебя по лбу стук.
Продолжите вы.
Скажи: стол…( У тебя в тетради кол.)
Скажи: тетрадь…( У тебя в тетради пять )
Скажи: чайник…( Твой отец начальник.)
Вопросы и задания
1. Приведи примеры известных тебе произведений детского
фольклора (считалки, дразнилки, заклички).
2. Что вызывает смех в небылицах?
3. Попробуй сочинить считалку.
5. Подведение итогов.
- Вам понравился урок? Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке? Сможете назвать малые жанры фольклора?
- Глубокие нравственные и эстетические начала заложены в большинстве произведений фольклора. Через них маленький человек знакомится с окружающим миром природы, вещей, человеческих отношений, в которых преобладают доброта, красота, входит в сложный мир слов, поэзии.
6. Домашнее задание.
выучить наизусть детские народные песни, дразнилку и считалку, небылицу.
7. Оценки за урок.