Конспект урока всеобщей истории 8 класс "Новое общество - новые идеи"

Цели урока:

  • проанализировать причины и предпосылки распространения новых идей в европейских странах в XIX - начале XX в.;
  • сформировать представления о характерных чертах основных идеологических учений;
  • познакомить учащихся с наиболее известными мыслителями XIX-XX в.

Задачи:

  • раскрывать смысл, значение понятий "либерализм", "консерватизм", "социализм", "анархизм", "марксизм".
  • характеризовать предпосылки распространения новых идей в европейских странах, объяснять их связь с технической и экономической модернизацией и социальными изменениями в Европе;
  • систематизировать информацию и составлять сравнительную таблицу "Идеологии XIX -начала XX в."

Основные термины и понятия: левые и правые идеологии, либерализм, "новый либерализм", консерватизм, утопический социализм, фаланга, марксизм, анархизм, диктатура пролетариата.

Основное содержание:

  1. Появление новых идеологий.
  2. Либерализм, "новый либерализм". Различия между идеями либералов и демократов.
  3. Идеология консерватизма и его идеологи.
  4. Рождение социалистических идей. Утопический социализм.
  5. Учение Маркса о классовой борьбе. Направления в марксизме.
  6. Формирование национальной идеологии в странах Европы.

Ход урока

Актуализация знаний

- Мы продолжаем изучать всеобщую историю.
- Сегодня мы работаем в группах, а также у каждого из вас на столе есть маршрутные лист вы работаете в нем выполняя задания получаете баллы.
- В конце урока мы посчитаем баллы, вы получите отметку за урок.

- Cегодня на урок я принесла книгу. (Книга в обложке двух цветов, Одна сторона красная, другая черная дети видят только свою сторону)
- Эта книга красная! Почему я говорила, книга красная, а вы что черная?

- Сегодня на уроке истории мы попытаемся с разных сторон посмотреть уже не на книгу, а на отношение к государству, обществу, личности, разных социальных идеологических течений 19 века.

- 19 век - это век технологий.
На экране слайд с высказыванием:

В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира.

Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым, знатным), но породил множество других несправедливостей. (Ф. Шиллер)

- О какой несправедливости идет речь? (ответы учащихся)
- Что такое капитализм?

- Легок ли труд рабочих? А какова заработная плата? А сколько длиться рабочий день? (Иллюстрация: труд детей)
- Что делают дети? (работают)
- А, что должны делать? (учиться)

- Справедлив ли капитализм? (нет)
- В рабочей среде зреет идея, что нужно бороться с несправедливостью, дать отпор капитализму.
- А может один рабочий дать отпор? (нет)

- Рабочие, понимая, это начинают объединяться, они осознают себя как класс. У них свои взгляды на общественное устройство, отношение к личности, капиталисты тоже готовы защищать свои интересы, у них соответственно свои взгляды на общественное устройство, отношение к личности.
- Именно в XIX веке формируются основные идеологические течения: либерализм, консерватизм, социализм.

Задание 1. В рабочих листах сформируйте тему урока.

- Оцените вашу работу, поставьте баллы. Давайте сформулируем цели урока.
- На ваших столах лежат конверты , где есть вся информация о идеологических течениях и их представителях, дома предварительно вы знакомились с этой информацией.

- Сейчас я по своей воли раздам названий идеологий. (Либералы .Консерваторы. Социалисты. Анархисты)
- Внимательно изучите данную информацию, отберите ту, что относиться к вашему течению, внесите информацию в буклет – памятку, а дальше вас ждет задание.

Задание 2. Соотнесите высказывание и идеологию.

Социалисты

Либералы

Консерваторы

Анархисты

 

 

 

 

  1. Разрешено все, что не запрещено законом.
  2. Все имеют равные права, но не равные блага.
  3. От каждого по его способностям, каждому – по его труду.
  4. Главный враг – государство.

- Проверяем. Поставьте себе баллы.

Задание 3. Найдите символ идеологии

- Проверяем. Поставьте себе баллы.
- А теперь я усложню задачу. Меняю идеологии.

Задание 4. Выбери свою идеологию

  1. церковь
  2. террористические акты
  3. государство
  4. сословия
  5. привилегии
  6. личность
  7. Федерация родов и племен
  8. равенство в правах
  9. реформа
  10. частная собственность
  11. Собственность – кража
  12. полное равенство
  13. труд,
  14. общественный интерес
  15. революция
  16. уничтожить власть

- Проверяем. Поставьте себе баллы. Усложню задачу, меняю идеологии.

Задание 5. Должно ли государство выплачивать пособия по безработице?

- Ответьте на этот вопрос сточки зрения вашей идеологии.
- Подведем итоги поставим баллы, посмотрите чему вы научились, что надо работать.
- А сейчас я предлагаю вам узнать к какому идеологическому течению принадлежите вы. Мини тест.

Рефлексия

- Ответьте на вопросы:

  • сегодня на уроке я узнал...
  • мне было трудно...
  • у меня получилось...
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!