Курс для 8 класса «История Казахстана нового времени в лицах» (втор. половина XVII – нач. XX вв.)
Содержание рабочей тетради
1. Пояснительная записка
2. Занятие №1. Роль личности в истории Казахстана нового времени вторая половина XVII – нач. XX вв
3. Занятие № 2-8. Ханы Казахского ханства в период с XVII – начала XIX вв
4. Занятие 9-12. Влиятельные и мудрые бии Казахского ханства в период с конца XVII – XVIII вв
5. Занятие 13-16. Выдающиеся батыры Казахского ханства в период с конца XVII – XVIII вв
6. Занятие 17- 24. Предводители национально- освободительных восстаний XVIII – XIX вв
7. Занятие 25- 28. Известные казахские кюйши Казахского ханства в период с XVIII - начала XX вв
8. Занятие 29- 32. Выдающие мыслители и просветили Казахстана в период с XIX - начала XX вв
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь к факультативному курсу по истории Казахстана «История Казахстана нового времени в лицах» (втор. половина XVII – нач. XX вв.) построена таким образом, чтобы можно было дополнить базу заданий учащихся 8- ых классов по темам «Исторические личности».
Данные задания можно использовать для успешной подготовке к экзаменам. Сборник может быть использован для самоподготовки, а также для проведения групповых и парных занятий.
Основное содержание рабочее тетради составляют задания, которые распределены по темам. Предложены к рассмотрению учащихся тестовые задания, а также задания требующие дополнительных знаний.
Данная рабочая тетрадь может быть полезна и учителям, и учащимся при организации подготовке к итоговой аттестации по истории Казахстана.
Занятие №1. Роль личности в истории Казахстана нового времени вторая половина XVII – нач. XX вв.
1. Дайте правильный ответ:
Человека как личность, характеризует:
а) индивидуализированное состояние;
б) биологическое
в) социальное
г) идеологическое
д) религиозное
2. Завершите фразы:
Личность подразумевает способность человека……
При формировании личности оказывает влияние…..
Личностью нельзя назвать……..
3. Напишите эссе на тему: «Какими качествами должен обладать лидер?».
Занятие 9-12. Влиятельные и мудрые бии Казахского ханства в период с конца XVII – XVIII вв.
Задание №1. Исторический диктант:
1. Выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты жаргы», оратор и поэт.
2. Высокоэрудированный, с феноменальной памятью (некоторых, с кем судьба сводила лишь на мгновение, он узнавал через много лет), вспыльчивый и гневный, дисциплинированный и порой азартный, готовый для собственного народа в буквальном смысле «костьми лечь», и вместе с тем, для других эгоистичный, — таков был этот бий.
3. Прямые предки этого бия пользовались известностью в Степи. Так, его предок Ораз би (1299–1385) был одним из ближайших советников основателя Туранского государства Тимур хана, сделавшего своей столицей Самарканд.
Задание №2. Историческое лото, о ком идет речь:
1. Родился в 1663 году в урочище Жайсан на берегу реки Чу (Жамбылская область).
2. Получил разностороннее для своего времени образование, учился в знаменитом медресе Улугбека и успешно его окончил.
3. При хане Тауке в 1680 году он был признан главным бием Среднего жуза.
4. В 30 лет он стал старшим бием Младшего жуза.
5. Он разглядел в пастушке «Сабалаке», пасшем у него верблюдов что-то особенное, «гордого сокола», будущего хана Абылая.
6. Именем назвал его отец, народ же прозвал — «Каз дауысты».
Задание №3. Дайте характеристику следующим лицам:
Толе бий –
Айтике бий –
Казыбек бий -
Задание №4. Исторический портрет (по высказыванию)
1. «Мог конский волосок рассечь мечом правды повдоль».
2. «Мы – казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы – мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы – народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо – схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты – леопард-каблан, я – лев-арыстан. Ты – скакун-тулпар, я – горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли – добром ответь! Не хочешь мира – получишь войну!».
3. «У горных вершин есть один недостаток – нет перевала. В половодье у рек есть один недостаток – нет брода. У златоустых биев один недостаток – никому не даете слова».
Задание №5. Определите по портрету батыра Казахского ханства.
Задание №6. Заполните схему:
Задание №7: Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте.
1. Расскажите о деятельности известных казахских биев, об их находчивости и красноречии?
2. Роль биев в роли номадов?
3. Кто такой бий?