Конспект урока истории 8 класс "Социальная структура Российского общества во 2 половине 18 века"

Цели урока:

  • сформировать представления о сословиях российского общества второй половины XVIII века;
  • раскрывать характерные, существенные черты сословий;
  • познакомится с жизнью и бытом разных сословий;
  • составлять описание положения и образа жизни социальных групп в России.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Ход урока

Организационный момент

Сударь, сударыня, доброго дня!
Будьте любезны, услышьте меня,
Скажем друг другу-сударыня, сударь,
В этих словах молодецкая удаль.

- Здравствуйте, ребята!

Формулирование темы, цели урока

- Ребята, я хочу вас пригласить в самый молодой музей г. Москвы, он был создан в 2017 году советским и российским художником Ильей Глазуновым.
- Обратите внимание на убранство каждого зала, мебель, быт, посуда.

Презентация-видео

- Что вы увидели в 1 зале? (изба, деревянная мебель, крынки, печь, крестьянская изба)
- Кто может проживать в крестьянской избе? (крестьяне)
- Переходим ко 2 залу, что вы видите? (иконы, кресты, служители церкви)

- Правильно, духовенство. Переходим ко 3 залу, на что обратили внимание? (богатое убранство, посуда, дорогая мебель, предметы богатого быта, красиво, дорого)
- К какой категории населения могли относиться эти предметы? (богатым людям, дворянам)
- Какое обобщающее понятие может объединить крестьянство, дворянство, духовенство? (сословия)

- Я вам напомню... Все верно, мы посетили Музей сословий России. Давайте вспомним определение понятия сословие.

Сословие - это замкнутая большая группа людей, с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству

- Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке? (о сословиях)

- Согласна, совершенно верно, тема нашего урока "Социальная структура российского общества второй половины 18 века".
- Ребята, давайте подумаем, что мы должны узнать об основных сословиях российского общества второй половины XVIII века? (чем занимались, быт, права, обязанности)
- То есть наша цель - узнать, систематизировать знания о сословиях того времени.

- Сегодня я предлагаю вам в течении урока заполнять опорный конспект, он у каждого лежит перед вами.
- Запишите тему урок в нужное поле опорного конспекта.

- Мы знаем, что каждое сословие занимает определенное положение в социальной структуре общества.
- Я предлагаю вам составить Социальную структуру российского общества второй половины 18 века. (открываю лестницу)

Социальная лестница российского общества 18 векаСоциальная лестница российского общества 18 века

- Ребята, для чего нам нужно изучать социальную структуру общества? (ответы учащихся)
- Отлично, я вас выслушала, в течении урока мы попытаемся разобраться с этой проблемой.

Изучение новой темы

- Первое сословие с которым я вас хочу познакомить. (вывешиваю иллюстрацию)
- Ребята, представитель какого сословия перед вами? (дворянство)
- Запишите в опорный конспект название сословия - Дворянство.

- У вас на столах находятся выдержки из исторического документа - Жалованная грамота дворянству 1785 года.
- Это документ, в котором впервые юридически закреплено сословие дворянство.
- Поработайте в документом и в опорном конспекте зафиксируйте права дворян, обратите внимание на алгоритм работы с историческим источником.

- Время закончилось, давайте обсудим, какие права были у дворян?
- За какие действия могли лишить дворян титула?
- Давайте подумаем, какое положение могут занимать дворяне в социальной иерархии российского общества?

- Как думаете, где расположим? (повесить картинку и понятие в лестницу)
- Молодцы! Продолжаем работу, переходим к следующему сословию. (вышешиваю иллюстрацию)
- О каком сословие идет речь? (Духовенство)

- Запишите в опорный конспект название сословия - Духовенство.
- Я предлагаю вам поработать с ноутбуками и выйти в интернет.
- Изучите информацию и определите положение духовенства в социальной структуре российского общества. Даю вам 2 минуты, поработайте в группе.

- Так какое положение будет занимать дворянство на нашей социальной лестнице?
- Как думаете, где расположим? (повесить картинку и понятие в лестницу)

Вывешиваю иллюстрацию.
- Ребята, представитель какого сословия перед вами? (крестьянство)
- У вас на столах цветные конверты, продолжаем работать в паре: в конверте лежит задание, которое вы должны выполнить за 2 минуты.

- Итак, вы сейчас работали с текстом учебника и определяли категории крестьян. Давайте проверим...
- Ребята, у вас какая была категория, какую информацию нашли? Согласны ли вы с ответом?

  • Красный - государственные
  • Желтый - дворцовые
  • Синий - Посессионные
  • Зеленый - Приписные
  • Оранжевый - Крепостные

- В опорном конспекте запишите напротив определения понятие.

Динамическая пауза

- У вас в конвертах есть иллюстрации - ассоциации, попробуйте определить к какой категории крестьян они относятся и пройдите со своей иллюстрацией к представителю данной категории.
- Ребята, проверьте друг друга, правильный ли вы выбор сделали.
- Давайте разместим сословие крестьянство в социальной лестнице. Как думаете, где расположим? (повесить картинку и понятие в лестницу)

- Продолжаем работу, переходим к следующему сословию. Манифест Екатерины II 1775 года разделил горожан на мещан и купцов.
- Запишите в опорный конспект сословие: купечество и мещанство.

- Обратите внимание на экран, в результате просмотра видео вам нужно выполнить задание в опорном конспекте, там указаны мини-характеристики, а вам нужно определить, где мещане, а где купцы.

- Расположите на социальной лестнице купечество и мещанство. Как думаете, где расположим?
- Ребята, обратите внимание, мы создали социальную лестницу по структуре сословий второй половины 18 века России, есть еще одно сословие, это казачество. (вывешиваю изображение казака)

- Предлагаю вам при выполнение домашнего задания познакомится с Манифестом Екатерины II 1775 года, продолжить работу в опорном конспекте и определить на какой ступени нашей социальной лестницы его разместить, там указана страница учебника.

Закрепление

- Ребята, хочу вас сегодня познакомить с Хокку. (презентация)
- Хокку - жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XIV века. Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин.

- Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остается Мацуо Басе.
- Посмотрите на алгоритм, всего 3 строчки, нет рифмы, но должны быть эмоции, вы будете работать в группах.

  1. крестьяне
  2. купцы
  3. духовенство
  4. дворянство

- Хочу предложить свое хокку:

Я учитель
сейчас веду открытый урок
мне волнительно, я переживаю

Я мещанка
я торгую в своей лавке и плачу подать
мне нравится, но иногда грустно

- Попробуйте составить свое хокку на тему, которую я вам дала.
- Давайте послушаем, пожалуйста, кто готов?

Рефлексия

- Ребята, на столах у вас белые конверты, в которых лежат иллюстрации с монетами времен Екатерины II.
- Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке

  • золото - работали активно, не возникло трудностей;
  • серебро - если возникли небольшие трудности и требуют повторения материала;
  • медь - кому было трудно работать на уроке.

- Покажите выбранную вами монету.
- Спасибо, молодцы! (Выставление оценок)

Размер:
22.25 Kb
Скачали:
13