Цель: изучение петровских преобразований в государственной жизни России, которые привели к созданию новой формы правления – абсолютизм.
Задачи:
Основные знания: реформа государственного управления, территориального управления Российской империи.
Термины и понятия: сенат, коллегии, провинции.
Оборудование и материалы: презентация "Преобразования Петра I".
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? О чем шла речь? (ответы учащихся)
- Почему после Северной войны богатые страны Европы изменили свое отношение к России?
- Какие изменения произошли в промышленности и сельском хозяйстве при Петре I?
- Назовите крупные промышленные центры и производства, созданные Петром I? (Индивидуальная работа по карточкам)
Вступительное слово учителя
- До Петра I Российское государство управлялось царями с помощью Боярской думы. Бояре своевольничали и не всегда подчинялись требованиям царя, поэтому Петр I изменил старые порядки.
Сообщение темы урока: "Изменения в управлении государством".
Рассказ учителя
- Петр I изменил старые порядки, он брал пример в управлении государством с Дании, Швеции, Голландии.
Работа с текстом учебника. со схемой.
- Главный государственный орган при Петре I?
- Из кого состоял Сенат?
- Какие вопросы решали сенаторы?
- Кто контролировал работу Сената?
- Какие учреждения появились вместо приказов?
- Сколько всего было коллегий и какие?
- Почему коллегии получили такое название?
- Найдите в тексте и зачитайте факты, свидетельствующие, что Петр I стал главой церкви. (Учитель помогает и направляет)
- Таким образом, главой Русской Православной Церковью становится император, церковь становится частью государственной системы управления.
Физкультминутка
- На какие территориальные единицы была поделена Россия?
- Сколько губерний было в России?
- Кто руководил губерниями?
- На что делилась губерния?
- Кто возглавлял уезд?
- Когда была проведена перепись мужского населения?
- Что появилось у крестьян и холопов благодаря переписи? (Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы по теме)
Вопросы для опроса:
- Главный государственный орган при Петре I?
- Чем занимался сенат и коллегии?
Комментарии, объявления оценок за работу на уроке.
Домашнее задание
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы.