Цели урока: выяснить значение военных походов фараонов.
Задачи:
Словарь: фараон, военный поход, пехота, колесница
Оборудование: учебник, мультимедиа, атлас.
- Поздоровайтесь. Сядьте.
- Как вы слышите? (Я слышу хорошо/плохо)
- Какой сейчас урок? (истории)
Словарная работа
- Сегодня на уроке нам будут необходимы слова, прочитайте их (все вместе и избранно): фараон, вельможа, пехотинцы, колесница, Нубия, Палестина, Сирия, Финикия, Евфрат, добыча, рабы, бронза, Мегиддо, Тутмос.
Проверка домашнего задания
- Со словами: фараон и вельможа мы с вами знакомы. Давайте вспомним кто такой вельможа и фараон? (ответы учащихся)
- Молодцы, вижу вы хорошо знаете определения.
- Ребята, вспомните, как называлась тема прошлого урока? (Жизнь египетского вельможи)
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- В каком доме жил вельможа? (слайд)
- Опишите условия жизни (дом, пищу, отдых) вельможи. (Работают с иллюстрацией)
- Мы с вами третий урок изучаем Египет. Откройте карту Египта.
- Покажите на карте Египет
- Какие моря омывают Египет? Покажите их на карте. (Показывают Египет, Красное море, Средиземное море)
- Назовите столицу Египта. (г. Мемфис)
- Как называется одна из самых больших рек в мире, которая течет в Египте? (Нил)
- Кто правил Египтом? (фараон)
- Ребята, тема нашего урока "Военные походы фараонов".
- Сегодня мы узнаем для чего фараонам нужны были военные походы.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Прочитайте план нашей работы
- Для военных походов фараонам нужна была большая и хорошо обученная армия. В Египте был строгий учет населения, молодых мальчиков забирали в армию на многие годы.
- Из них создавали армию воинов.
- Вспомните кто такой воин?
- Воины были вооружены луками, копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делали из бронзы.
- Бронза была прочнее, чем медь. У пехотинцев был легкий щит. Опасной для врага была египетская конница.
- Большие битвы проходили так: когда враг наступал, египетская армия готовилась к бою.
- Врага обращенного в бегство преследовала конница.
- Фараоны посылали свою армию на юг, на запад, на северо-восток. Откройте карту на стр. 47.
- Внимательно посмотрите на легенду карты.
- Каким значком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочками)
- На какие территории были совершены походы фараона Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию)
- Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины)
Динамическая пауза
- Самые большие завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.
- Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах.
Беседа по прочитанному
- Зачем фараоны совершали военные походы? (ответы учащихся)
- Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетская армия? (оружие, коней, скот, рабов, золотые и серебряные вещи)
- Кому армия отдавала захваченное? (фараону)
- Как делил фараон добычу? (фараону и вельможам доставалось практически все, простые воины ничего не получали)
- Давайте ответим на вопрос: зачем нужны военные походы фараонов?
- Когда военные походы заканчивались в Египет гнали большие стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани.
- Но главная добыча – это пленники, которые стали рабами и будут бесплатно работать на хозяина.
- Египетское царство не только богатело, но постоянные войны вели к ослаблению государства.
- Почему? Подумайте. А это мы выясним на следующем уроке.
- Ребята, что мы делали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
(если останется время, "Анарамма")
Домашнее задание
§ 9, стр. 51 вопрос 4.
- Спасибо за урок! До свидания.