Конспект урока истории 6 класс: Нашествие с Востока

Цель:

  • показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;
  • описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;
  • выявлять особенности и цели монгольского государства;
  • раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей;

- уметь показывать на карте направления главных ударов монголов и места решающих битв.

Оборудование к уроку: карта "Монгольские завоевания в XIII в", мультимедийная презентация, учебник "История России с древнейших времен до конца XVI", 6 класс. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2014.

Методы работы: проблемное изложение, частично- поисковый, наглядный, словесный.

Основные понятия изучаемые в теме: стан, фураж, нашествие, тьма, тумен, темник.

Нашествие монголо-татарНашествие монголо-татар

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

- создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;

- снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества (учителя-ученика, ученика-ученика, ученика-группы).

- возникновение внутренней потребности включения в деятельность

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся.

Знаете ли вы откуда к нам пришли слова казак, товар, кирпич, таракан?

 (слайд 2) Демонстрация фото Чингисхана и Батыя – кто эти люди? Что вы о них знаете? Фото татар – кто это? Что вы о них знаете?

Знаем ли мы, когда пришли монголо-татары? Как проходил их поход? Чем закончился?

 

- тренировка соответствующих мыслительных операций;  

 

- фиксация затруднений в деятельности;

 

 

Предполагают, что это татаро-монголы, вспоминают об их нашествии.

Постановка учебной задачи.

- организация коммуникативной деятельности учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы;

- развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Что мы должны знать, когда изучаем чье-то нашествие, войну?

Как мы можем назвать урок?

 

Фиксирует на доске вопросы и название.

- соотнесение своих действий с используемым ими способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделение и фиксация во внешней речи причины затруднения;

- постановка цели и формулировка (или уточнением) темы урока.

 

Предполагают – военачальники, битвы, чем закончилось, характеристика армии

Дают название

Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания

- формирование личности ученика и продвижение его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания -  обеспечение на каждом предыдущем этапе начало следующего этапа в результате деятельности;

- организация учителем коллективной (или иной) деятельности детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.);

- построение и обоснование нового способа действий;

- снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества (учителя-ученика, ученика-ученика, ученика-группы)

- ориентация на организацию творческого начала в учебной деятельности учащихся (приобретение ими собственного опыта творческой деятельности

 

Где мы можем найти информацию?

 

А еще получать информацию мы можем изучая исторические документы, разгадывая исторические загадки

- выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации;

-  фиксирование нового способа действия в речи и знаково учащимися в соответствии с формулировками, принятыми в культуре;

 -  установка решения или не решения учебной задачи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают варианты - учебник, учитель, интернет

Первичное закрепление во внешней речи

- создание условий для обучения на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума (дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими и физиологическими особенностями учащихся). (слайд 3)

Историческая загадка - слайд.

- решение учащимися типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия с проговариванием установкой алгоритма во внешней речи. 

 

Выполняют задание

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону.

- создание условий для обучения на максимальном (творческом) уровне и обеспечение его усвоения на уровне социально безопасного минимума (дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными возрастными, психологическими и физиологическими особенностями учащихся);

- организация ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

 

На доске – монгольские военачальники:

Ученикам предлагается записать имена монгольских военачальников, упоминаемых в тексте.

 

(слайд 4) – карта монгольских походов, задание.

Указывает, что на Русь было совершено 2 похода – 1237-38 – поход на Северо-Восточную Русь, 1239-40 – поход на Южную Русь. (слайд 5) Дает задания группам:

1 – в учебнике найти названия городов С-В Руси подвергшихся нападению. 

2 – в учебнике найти названия городов Южной Руси и европейских стран подвергшихся нападению монголов.

3 – назвать причины победы монголо-татар и поражения русских.

- решение учащимися типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия с проговариванием установкой алгоритма во внешней речи. 

 

Читают учебник, записывают Чингисхан, Батый

 

 

1 - С помощью учебника находят названия городов, называют последовательно – Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Торжок, Козельск, Муром, Нижний Новгород

2 – находят названия русских городов и европейских стран – Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галицкая Русь, Венгрия, Польша, Чехия

3 – разобщенность русских земель, многочисленность монгольских войск, обученность монгольских войск.

7 этап. Включение в систему знаний и повторение.

– формирование у учащихся обобщённого, целостного представления о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте данной науки в системе наук

 

– Забайкальский край. (6 слайд)

Часто ли вы, читая учебник истории или когда смотрите исторические фильмы встречаете географические названия Забайкальского края, слышите имена уроженцев нашего края?

На самом деле история самого памятного нашествия нашего времени связано и с историей нашего края. Чингисхан рожден на территории Ононского района, на реке Онон. Предполагается что в истоках реки Онон он был и похоронен. Есть мнение, что его могила на дне реки Онон.

(7 слайд)

- включение нового знания в систему знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Предположительно отвечают, что не очень часто.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ищут на карте р. Онон.

Рефлексия деятельности

- снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

- организация ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность

 

Что мы узнали на сегодняшнем уроке? Ответили ли на вопросы. Какое будет дз?

 

В случает если портреты Чингисхана и Батыя вызвали затруднения в начале урока учителю следует вновь задать вопрос – «кто это?» (слайд 8)

 

Тест. (слайд 9)

 

Ответы к тесту. (слайд 10)

- организация самооценки учениками деятельности на уроке;

 - фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- определение (наметка) цели последующей деятельности. 

 

Отвечают на вопросы, если какой то вопрос вызвал затруднения, то планируют разобраться с ним на следующих уроках или оставляют его себе в качестве домашнего задания

 

 

 

Решают тест, анализируют ошибки, выставляют себе отметки

 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!