Цель: Создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показать героическую роль в ней народной героини Жанны д’Арк.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
- создать условия для развития умения работать с текстом, как источником исторической информации, выделять в нём известное и новое, кратко отображать это в виде схем и таблиц;
- формировать умения находить причинно-следственные связи,
- формулировать вопросы, анализировать, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Формы и методы работы: парная, индивидуальная, групповая и фронтальная работа.
Форма урока: комбинированный урок с элементами игры «Экскурсия в «Музей исторической личности».
Учитель читает учебник «Истории средних веков», закрывает ее и обращается к ребятам:
- Ребята, раньше я читала параграфы нашего учебника и у меня было хорошее настроение, позитив, а сейчас стало страшно и жутко. Как вы думаете, почему? (изучаем войну)
Работа с картой (учебник стр. 137)
Ребята, а давайте мы с вами вместо урока пойдем на экскурсию в музей. Музей виртуальный. Согласны? Но для посещения музея необходимо нам купить билет. Но он тоже необычный, его выдают не за деньги, а за знания. И чтобы его получить мы поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки с цифрами от 1 до 5. Сейчас я с помощью слайдов презентации буду задавать вам вопросы. Вы, поработав в группе, показываете мне номер правильного ответа. За каждый правильный ответ группа получает билет. Чем больше билетов, тем больше участников группы попадут в музей. Готовы? Приступаем!
- О ком идет речь?
- Коренастый, широкоплечий человек с бычьей шеей и крепкими руками, обладал резким и грубым голосом, владел 6 языками (Генрих П)
- Настойчиво расширял королевские владения, присоединил графство Шампань и Навару, при нем произошла «Брюггская заутреня» и папы 70 лет находились в плену (Филипп 1У Красивый)
- Происходил из мелких рыцарей, глава французской армии. Использовал следующую тактику – избегал крупных сражений, внезапно нападал на противника (Бертран Дюгеклен)
- Ремесленник, участник Столетней войны, пользовался уважением у товарищей, был убит во время переговоров (Уот Тайлер)
- Хороший говорун, красив лицом, статного телосложения, происходил из семьи крестьян (Гильом Каль)
- О каком органе власти идет речь?
- В каком органе заседали представители трех сословий Франции? (Генеральные Штаты)
- Какой орган наблюдал за выполнением хартии? (Совет 25)
- Что произошло от французского слова «говорить» (парламент)
- Какой орган был образован раньше всех (Совет 25)
- Кто в цепочке лишний и почему?
- Конечно, Робин Руд. А что вы еще о нем знаете? (ответы учащихся)
- Молодцы, но у нас с вами еще одно задание – кроссворд. Каждый из вас самостоятельно его заполнит – кроссворды лежат перед вами, а затем мы с вами их проверим у доски, используя метод «Цепочка».
- Молодцы, ребята. Итак контролер проверил наши билеты и мы попали в музей. Внимательно посмотрите на кроссворд – о ком нам покажут экспозиции музея? (ключевое слово кроссворда – Жанна д,Арк). Это и будет темой нашего урока. (Учитель объясняет тему урока, используя слайды презентации)
В 14 веке Францию раздирала борьба за власть и влияние психически нездорового короля.
1415 г. – Англия направилась к кале (сражение у д.Азенкур) в 60 км. от Кале (Фр.)
Через несколько лет бургундцы заняли Париж, захватили короля и от его имени управляли страной
Англия навязала Франции тяжелые условия мира
1422 г. – внезапно умер английский король, а затем и король Франции, новым королем Франции стал английский король, которому было всего 1 год, а законный наследник – сын короля Франции, бежал из Парижа и провозгласил себя королем Карлом.
Англичане осадили Орлеан. (200 дней)
Появилась Жанна
Работа с учебником.
1 группа: Жанна и ее видения.
2 группа: Освобождение Орлеана. (в/ф «Освобождение Орлеана»)
3 группа: Ранение Жанны и предательство англичан.
4 группа: Допрос Жанны, тюрьма.
5 группа: Казнь Жанны.
После обсуждения учащимся предлагается объяснить фразы: «Жанна была не такой, как все», «она хотела, чтобы король овладел своим королевством» (из текста В.И. Райцеса). Заключительная часть урока возможна как некий эпилог, в котором приводятся фразы из текста Н.И. Запорожец: «Перед каждым, кто писал о Жанне д’Арк будь то скромный хронист или ученый-историк, писатель, сценарист, прежде всего возникал вопрос: какой в самом деле была реальная девушка Жанна?»
Молодцы! Какую мы сегодня изучали тему?
Я вам предлагаю мини анкету.
Если бы эти события произошли в нашей стране в данный исторический период, как бы вы поступили:
Мне очень приятно (радостно), что среди вас растут патриоты, которые бы поступили также, как Жанна д’Арк. Ребята, которые любят свою Родину.
Наш урок я хочу закончить словами известного итальянского философа Л. Бенапа "Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека".