Конспект урока истории 6 класс "Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк"

Цель: Создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показать героическую роль в ней народной героини Жанны д’Арк.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить роль народной героини Жанны д.Арк в освободительном движении французского народа против захватчиков;
  • создать представление о понятиях: патриот, патриотизм;
  • способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории средних веков на примере данного исторического события и его героев.

Развивающие:

- создать условия для развития умения работать с текстом, как источником исторической информации, выделять в нём известное и новое, кратко отображать это в виде схем и таблиц;

- формировать умения находить причинно-следственные связи,

- формулировать вопросы, анализировать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • ПК, проектор, интерактивная доска,
  • фрагмент в/в «Жанна»,
  • карточки с цифрами для групповой работы,
  • индивидуальные кроссворды,
  • учебник «История средних веков»,
  • презентация к уроку.

Формы и методы работы: парная, индивидуальная, групповая и фронтальная  работа.

Форма урока: комбинированный урок с элементами игры «Экскурсия в «Музей исторической личности».

Ход урока

Учитель читает учебник «Истории средних веков», закрывает ее и обращается к ребятам:

- Ребята, раньше я читала параграфы нашего учебника и у меня было хорошее настроение, позитив, а сейчас стало страшно и жутко. Как вы думаете, почему? (изучаем войну)

  • Что мы называем войной?
  • Какую войну мы изучаем?
  • Когда она проходила?
  • Какие страны принимали участие в войне?
  • Каковы их цели?

Работа с картой (учебник стр. 137)

  • Сколько владений было у Англии накануне войны на территории Франции? Покажите их.
  • В ходе войны это количество изменилось?
  • Какие битвы столетней войны мы уже изучили, где они происходили (показать) и каковы их результаты?
  • Какие события еще происходили в этот период, как народ стран-участниц реагировал на войну?
  • Покажите районы восстаний на карте у доски

Ребята, а давайте мы с вами вместо урока пойдем на экскурсию в музей. Музей виртуальный. Согласны? Но для посещения музея необходимо нам купить билет. Но он тоже необычный, его выдают не за деньги, а за знания. И чтобы его получить мы поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки с цифрами от 1 до 5. Сейчас я с помощью слайдов презентации буду задавать вам вопросы. Вы, поработав в группе, показываете мне номер правильного ответа. За каждый правильный ответ группа получает билет. Чем больше билетов, тем больше участников группы попадут в музей. Готовы? Приступаем!

- О ком идет речь?

- Коренастый, широкоплечий человек с бычьей шеей и крепкими руками, обладал резким и грубым голосом, владел 6 языками (Генрих П)

- Настойчиво расширял королевские владения, присоединил графство Шампань и Навару, при нем произошла «Брюггская заутреня» и папы 70 лет находились в плену (Филипп 1У Красивый)

- Происходил из мелких рыцарей, глава французской армии. Использовал следующую тактику – избегал крупных сражений, внезапно нападал на противника (Бертран Дюгеклен)

- Ремесленник, участник Столетней войны, пользовался уважением у товарищей, был убит во время переговоров (Уот Тайлер)

- Хороший говорун, красив лицом, статного телосложения, происходил из семьи крестьян (Гильом Каль)

- О каком органе власти идет речь?

- В каком органе заседали представители трех сословий Франции? (Генеральные Штаты)

- Какой орган наблюдал за выполнением хартии? (Совет 25)

- Что произошло от французского слова «говорить» (парламент)

- Какой орган был образован раньше всех (Совет 25)

- Кто в цепочке лишний и почему?

Кто лишний?Кто лишний?

- Конечно, Робин Руд. А что вы еще о нем знаете? (ответы учащихся)

- Молодцы, но у нас с вами еще одно задание – кроссворд. Каждый из вас самостоятельно его заполнит – кроссворды лежат перед вами, а затем мы с вами их проверим у доски, используя метод «Цепочка».

Кроссворд по историиКроссворд по истории

  1. Столица Франции.
  2. Лондонский замок английских королей
  3. Английский король, который провел судебную реформу
  4. Город, в котором папы 70 лет находились в плену
  5. Крестьянское восстание во Франции
  6. Наследник престола, названный Черным принцем
  7. Город, где произошла битва, в которой «погиб весь цвет нации…»
  8. Сословно-представительный орган в Англии
  9. Область Франции, которую не хотел терять английский король

- Молодцы, ребята. Итак контролер проверил наши билеты и мы попали в музей. Внимательно посмотрите на кроссворд – о ком нам покажут экспозиции музея? (ключевое слово кроссворда – Жанна д,Арк). Это и будет темой нашего урока. (Учитель объясняет тему урока, используя слайды презентации)

В 14 веке Францию раздирала борьба за власть и влияние психически нездорового короля.

СлайдСлайд

1415 г. – Англия направилась к кале (сражение у д.Азенкур) в 60 км. от Кале (Фр.)

Через несколько лет бургундцы заняли Париж, захватили короля и от его имени управляли страной

Англия навязала Франции тяжелые условия мира

1422 г.  – внезапно умер английский король, а затем и король Франции, новым королем Франции стал английский король, которому было всего 1 год, а законный наследник – сын короля Франции, бежал из Парижа и провозгласил себя королем Карлом.

Англичане осадили Орлеан. (200 дней)

Появилась Жанна

Работа с учебником.

1 группа: Жанна и ее видения.

2 группа: Освобождение Орлеана. (в/ф «Освобождение Орлеана»)

3 группа: Ранение Жанны и предательство англичан.

4 группа: Допрос Жанны, тюрьма.

5 группа: Казнь Жанны.

После обсуждения учащимся предлагается объяснить фразы: «Жанна была не такой, как все», «она хотела, чтобы король овладел своим королевством» (из текста В.И. Райцеса). Заключительная часть урока возможна как некий эпилог, в котором приводятся фразы из текста Н.И. Запорожец: «Перед каждым, кто писал о Жанне д’Арк будь то скромный хронист или ученый-историк, писатель, сценарист, прежде всего возникал вопрос: какой в самом деле была реальная девушка Жанна?»

Молодцы! Какую мы сегодня изучали тему?

Я вам предлагаю мини анкету.

Если бы эти события произошли в нашей стране в данный исторический период, как бы вы поступили:

  1. встал на сторону восставших;
  2. эмигрировал - уехал бы за границу;
  3. принял нейтралитет.

Мне очень приятно (радостно), что среди вас растут патриоты, которые бы поступили также, как Жанна д’Арк. Ребята, которые любят свою Родину.

Наш урок я хочу закончить словами известного итальянского философа Л. Бенапа "Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!