Конспект урока истории 6 класс "Нашествие хана Батыя на Русь"

- Доброе утро, ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Присаживайтесь, пожалуйста.
- Внимательно послушайте стихотворение и определите о каких событиях идет речь.

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.

Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская Орда.
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города!

- Скажите, о каких событиях идет речь? (о завоевании Руси, сжигании городов, страхе народа)
- А о ком идет речь в стихотворении? (о внуке Чингисхане – Батые)
- Молодцы! А теперь внимание на слайд: перед вами три картинки. Соотнесите отрывки из стихотворения с изображениями!

Изображения к уроку истории "Нашествие хана Батыя на Русь"Изображения к уроку истории "Нашествие хана Батыя на Русь"

  1. На первой картинке изображен хан Чинхисхан? Что о нем сказано в стихотворении?
  2. На второй картинке изображена армия Чингисхана. Что Вам стало известно о ней из стихотворения?
  3. На третьей картине поход внука Чингисхана на Русь. Как звали внука? Какую цель они преследовали?

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? (Нашествие хана Батыя)
- Отлично, молодцы! Тема нашего урока - "Нашествие хана Батыя".

Рассказ учителя

В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на запад. К осени 1237 хан Батый привел свою армию к границам Руси. Могущественная армия неприятеля пройдет по Руси, оставляя за собой сожженные и разоренные города.

- Готовы ли были русские земли к вторжению Батыя? (ответы учащихся)
- Как проходили захваты городов?
- Именно с этим нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

- Сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе должен быть ответственный. Он следит за порядком и организует работу, по окончании которой будет отчитываться. Помним о правилах работы в группе

  • 1 группа будет работать с исторической картой
  • 2 группа с текстом учебника
  • 3 группа с историческим документом
  • 4 группа с текстом в задании.

- На столах имеются карточки с заданиями. Прочитайте их внимательно и приступайте к выполнению. На обсуждение Вам дается 5 минут. (В течение пяти минут помогаю детям)
- Вижу - группы готовы. Итак, время вышло, переходим к обсуждению. (обсуждаем)
- Очень внимательно слушаем друг друга, так как вам надо будет обобщить услышанное. (Учитель обобщает ответы каждой группы)

Вывод

1 группа, 2 группа - ...
3 группа - по словам историков русские защищались героически от ордынских полчищ: "не сдался без боя ни один город, ни один князь". Рязань сопротивлялась 6 дней, Москва – 5 дней, Владимир – 3 дня, Переяславль-Залесский - 5 дней, Торжок – 14 дней, Козельск – 49 дней, Киев продержался 3 месяца
4 группа...

- Отлично! А теперь мы обобщим изученное. Для этого будет заполнять кластер.

Вывод по кластеру

Таким образом, ребята, мы с вами сегодня говорили о том, что в 1206 году все монгольские племена объединились под властью Чингисхана и, поставив перед собой цель завоевания всего мира, начали походы на восток. Покорив Северный Китай, Среднюю Азию, Кавказ, Волжскую Булгарию, в 1237 году монгольское войско теперь уже во главе внука Чингисхана Батыя вторглось на Русь.

Совершив два похода на Русь, монголо-татары разрушили города и села, а некоторые из них стерли с лица земли. Русь попала под господство и гнет, одним словом иго монголо-татар.

Несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.

А.С. Пушкин писал об этих событиях: "Русские необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией..."

- Какая часть предложения отражает историческое значение изучаемого события?
- А теперь скажите: так как же Батыю и его войску удалось завоевать большую часть русских земель?

Ах, раздробленная Русь,
По своей гордыни
Ты дозволила Орде
Поругать святыни…

- Ребята, а теперь хотелось бы узнать, насколько вы поняли сегодняшнюю тему.
- В конвертах помещены QR-коды, возьмите свои сотовые телефоны, откройте камеру, наведите на код и пройдите по ссылке, в течение трех минут выполните тест на закрепление.

Рефлексия "Телеграмма"

Обучающимся раздаются бланки для телеграммы и предлагается написать телеграмму кому угодно, в которой необходимо кратко выразить свое состояние после урока.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю написать и отправить мне телеграмму, где необходимо выразить свое состояние после урока. Телеграмма - это очень краткая запись - в тексте должно быть не более 10 слов.

Удар, нанесенный по русским землям в середине XIIIв. монгольскими завоевателями, серьезно повлиял на их развитие.

Итоги монгольского завоевания:

  1. Резко сократилось население Руси.
  2. Много народу было убито и угнано в рабство.
  3. Разрушено 30 городов (из 74).
  4. Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.
  5. Большая часть русских земель оказалась полностью опустошенной и попало в зависимость от иноземной власти.
Размер:
86.1 Kb
Скачали:
5