Цель урока: создания условий для воспитания любви и уважения к истории русского государства.
Планируемые результаты:
Оснащение урока: учебник "Литература 8 класс" / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев М.: Просвещение, 2018., презентация, карточки с заданиями.
- Доброе утро. Наш сегодняшний урок мы начнем словами известного Академика Д.С. Лихачева.
"Повесть временных лет" явилось не просто собранием фактов русской истории и не просто истори-публицистическим сочинением, связанным с насущными задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси".
- Как вы поняли слова Д.С. Лихачева?
- Как вы думаете может ли текст одновременно являться и историческим документом и литературным произведением?
- Аргументируйте свой ответ.
Рассказ учителя истории
- Зачем мы изучаем произведения к литературы прошлого? (ответы учащихся)
- Верно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каких трудов, усилий, подвигов стоило многим поколениям развитие нашей культуры, мы обретаем "самостоянье человека" (А.С. Пушкин), осознаем себя причастными к "большой истории"
- А что дает чтение летописи?
- Верно, летописи являются важнейшим историческим источником. Древнейшая, дошедшая до нас летопись – "Повесть временных лет" - была создана, как считает большинство ученых, в начале XII в.
- Монах Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор воссоздал объемную картину исторических событий. Из летописи мы узнаем как жили восточнославянские племена, как появились первые князья из династии Рюриковичей. Главная идея "Повести временных лет" – идея единства Русской земли
- Что такое летопись?
Летописи - исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам
- Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.
- Предлагаю вам поработать с текстом летописи как исследователи и постараться ответить на вопросы. (Работа с текстом "Повести временных лет" в парах)
Динамическая пауза для глаз
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
Организация практической и самостоятельной работы учителя литературы
- Продолжим разговор о летописном своде. По своему составу летописный свод, кроме кратких погодных записей, включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, записи устных рассказов, договоры.
- Сегодня мы обсудим с вами одно из преданий – "Сказание о Белгородском киселе…", с текстом которого вы предварительно ознакомились дома.
- О чем заставило это предание вас задуматься?
- Опишите кратко героев сказания, укажите сословную принадлежность, отношение к осаде города, гражданскую позицию. Какие качества горожан прославляет Нестор в сказании?
- Как вы думаете, насколько исторически достоверно изложил Нестор события, которые случились за 100 с лишним лет до написания повести?
- Что в сказании мы можем отнести к историческим фактам, а что к художественному вымыслу? Заполните таблицу.
- Что более важно в данном случае: историческая правда или человеческие характеры?
- Подведем итог: в данном сказании важнее человеческие характеры, потому что задача летописца состоит в том, чтобы прославить ум, находчивость, патриотизм.
Работа с упражнением "Вставь слово"
Вставьте пропущенные слова: "Повесть … лет" составлена около … года монахом Киево-Печерского монастыря … Жанр произведения - …. Вошедшее в летопись "Сказание о … киселе повествует о том, как … осадили город…. Только … и … русских людей спасли их от неминуемой гибели.
Проверка задания: дети зачитывают вслух по одной восстановленной фразе.
Формулирование ответа на проблемный вопрос: Как вы думаете может ли текст одновременно являться и историческим документом и литературным произведением?