Интегрированный урок 6 класс "Отражение исторических событий в "Повести временных лет" (на примере Сказания о Белгородском киселе)"

Цель урока: создания условий для воспитания любви и уважения к истории русского государства.

Планируемые результаты:

  • знакомство с "Повестью временных лет" как с историческим источником и литературным памятником одновременно;
  • создать условия для развития навыков функциональной грамотности и поискового чтения;
  • уметь дифференцировать исторические данные и литературную фантазию в тексте.

Оснащение урока: учебник "Литература 8 класс" / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев М.: Просвещение, 2018., презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Приветствие. Эпиграф урока

- Доброе утро. Наш сегодняшний урок мы начнем словами известного Академика Д.С. Лихачева.

"Повесть временных лет" явилось не просто собранием фактов русской истории и не просто истори-публицистическим сочинением, связанным с насущными задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси".

- Как вы поняли слова Д.С. Лихачева?

Конструирование проблемной ситуации

- Как вы думаете может ли текст одновременно являться и историческим документом и литературным произведением?
- Аргументируйте свой ответ.

Рассказ учителя истории

- Зачем мы изучаем произведения к литературы прошлого? (ответы учащихся)
- Верно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каких трудов, усилий, подвигов стоило многим поколениям развитие нашей культуры, мы обретаем "самостоянье человека" (А.С. Пушкин), осознаем себя причастными к "большой истории"

- А что дает чтение летописи?
- Верно, летописи являются важнейшим историческим источником. Древнейшая, дошедшая до нас летопись – "Повесть временных лет" - была создана, как считает большинство ученых, в начале XII в.

- Монах Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор воссоздал объемную картину исторических событий. Из летописи мы узнаем как жили восточнославянские племена, как появились первые князья из династии Рюриковичей. Главная идея "Повести временных лет" – идея единства Русской земли
- Что такое летопись?

Летописи - исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам

- Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.
- Предлагаю вам поработать с текстом летописи как исследователи и постараться ответить на вопросы. (Работа с текстом "Повести временных лет" в парах)

Динамическая пауза для глаз

Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!

Этап закрепления

Организация практической и самостоятельной работы учителя литературы

- Продолжим разговор о летописном своде. По своему составу летописный свод, кроме кратких погодных записей, включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, записи устных рассказов, договоры.

- Сегодня мы обсудим с вами одно из преданий – "Сказание о Белгородском киселе…", с текстом которого вы предварительно ознакомились дома.
- О чем заставило это предание вас задуматься?
- Опишите кратко героев сказания, укажите сословную принадлежность, отношение к осаде города, гражданскую позицию. Какие качества горожан прославляет Нестор в сказании?

- Как вы думаете, насколько исторически достоверно изложил Нестор события, которые случились за 100 с лишним лет до написания повести?
- Что в сказании мы можем отнести к историческим фактам, а что к художественному вымыслу? Заполните таблицу.

ТаблицаТаблица

- Что более важно в данном случае: историческая правда или человеческие характеры?
- Подведем итог: в данном сказании важнее человеческие характеры, потому что задача летописца состоит в том, чтобы прославить ум, находчивость, патриотизм.

Этап систематизации знаний

Работа с упражнением "Вставь слово"

Вставьте пропущенные слова: "Повесть … лет" составлена около … года монахом Киево-Печерского монастыря … Жанр произведения - …. Вошедшее в летопись "Сказание о … киселе повествует о том, как … осадили город…. Только … и … русских людей спасли их от неминуемой гибели.

Проверка задания: дети зачитывают вслух по одной восстановленной фразе.

Подведение итогов

Формулирование ответа на проблемный вопрос: Как вы думаете может ли текст одновременно являться и историческим документом и литературным произведением?

Размер:
60.74 Kb
Скачали:
4