Конспект урока истории Казахстана 5 класс "Путешествие в страны мировых религий и национальной одежды"

Задачи урока:

  • проверить и оценить, насколько дети усвоили особенности каждой рели, нации и поняли традиции и обычаи казахского народа; эстетические взгляды наших предков, умевших ценить прекрасное в одежде казахского народа как одной из частей традиционной культуры;
  • развивать память, мышление, культуру устной речи и чтения;
  • воспитать в учениках уважение и любовь к национальной культуре, истории, чувство гордости за свой народ и уважение к культуре всех народов.

Тип урока: урок проверки и контроля знаний.

Оборудование: мультемедийное устройство; эскизы с образцами казахской национальной одежды; книги: Библия, Коран; Конституция РК.

Формы работы: групповая, фронтально-коллективная.

Ход урока

Класс разделен на 2 команды.

 

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Орг. момент

Учитель знакомит учащихся с задачами урока

2. Прояви себя

Дать определения изученным темам и понятиям

Карточка 1 команде

1. Трипитака - …(священная книга буддизма)                  2. Идол -…(божества, скульптуры, имеющие черты людей или животных.

3. Саукеле -…(головной убор, который молодые женщины в первый год замужества)

4. Ичиги -…(сапожки с галошами, которые носили женщины)

5. Мухаммед -…(основатель исламской (мусульманской) религии)

6. Борик - … (шапка, окаймленная мехом пушного зверька)

7. Религия - … (вера человека в Создателя- Бога, силы добра и зла)

8. Намаз - …(мусульманские молитвы) 

Карточка 2 команде

1. Коран-…(священная книга мусульман)                  2. Сидхартха Гаутама-…(основатель религии буддизм)

3. Тымак-… (зимний головной убор мужчин)                 

4.  Кимешек-…(женский головной убор из белого материала с вышивкой. Возраст-30-40 лет. 

5. Библия- …(священная книга христиан)

6. Шариат-…(законы, основанные на мусульманской религии)

7. Колпак-…(головной убор мужчин из тонкой белой кошмы)

8. Хиджра-…(мусульманское летосчисление)

- Ребята, а какие названия казахской одежды вы знаете еще? (касаба, дулыга, жыга, борик, чапан, камзол, бешпет, такия и др.)

3. Модельеры

2 команды вытягивают по одной карточке. Одна команда из представленных эскизов выбирает женскую одежду, а другая мужскую одежду. Затем составив рассказ должны пояснить как называется эта одежда, куда ее носили, кто ее носил, т.е. учащиеся должны провести демонстрацию одежды.

Заходит путешественник:

- Здравствуйте, ребята! Очень много путешествуя, совершая Хадж в Мекку, я встречал много разных и удивительных людей. А сегодня встретив вас, я понял какие замечательные и умные есть ребята. Вы очень легко преодолеваете все препятствия, встречающиеся у вас на пути. Я хочу подарить вам вот эти 2 книги. А что это за книги, я думаю вы разберетесь сами.

4. Репортаж

1 команда должна дать описание Библии:

1. Что такое Библия?

2. Чему учит Библия?

3. На сколько ответвлений делится христианство?

4. Кто является основателем христианства?

5. Что означает слово «Христос» в переводе с греческого языка?

2 команда дает описание Корану:

1. Что такое Коран?

2. Чему учит исламская религия перед своими верующими?

3. Кто основал ислам?

4. Где зародилась исламская религия?

5. Что означает слово Пайгамбар?

 5. Дополни содержанием

Учащиеся должны закончить фразы по смыслу

1 команда

1. «Одежда –национальное богатство. По одежде можно узнать…» (об обычаях, традициях, эстетических вкусах казахского народа, о культурно- историческом развитии наших предков)

2. Какую бы мы религию не взяли, все они призывают…. (к справедливости, терпимости, доброму отношению друг к другу, честности, помогать ближнему)

3. У казахов девичья и женская одежда отличается друг от друга. Девушки надевали…. (приталенные платья с бахромой по двойному подолу. Камзолы застегивались металлическими застежками. На голову надевали тюбетейку-такия, украшенную перьями филина)

4. Для того, чтобы стать мусульманином нужно выполнять 5 условий… (верить в Аллаха, читать 5 раз в день намаз, держать оразу (пост), помогать слабым и бедным, совершать хадж – паломничество в Мекку)

5. Одежда мужчин в праздники была нарядной. Они одевали… (шелковые рубашки с прямым воротником, бархатный бешпет, брюки и сапоги, тюбетейку, борик)

2 команда

1. Много наименований имеют головные уборы. Это … (борик, каркара, саукеле, касаба)

2. Кочевники-скотоводы большую часть времени проводили верхом на лошади, поэтому обычно одевали…. (широкие штаны, головной убор тымак, который защищал от холода, высокие кожаные сапоги, прикрывающие колени, бешпеты)

3. Первобытные люди отождествляли божества в виде образов… (человека, животных, природы)

4. По учению буддизма, чтобы человек не мучился, он должен… (быть выдержанным м спокойным, не должен радоваться и печалиться, а быть постоянно в одном состоянии- «нирваны»)

5. Иисус ходил по Палестине и демонстрировал людям чудеса… (исцелял больных, оживлял умерших, воду превращал в вино, помогал бедным)

 6. Кто быстрее

Работа с учебником (§44) 

1 команда- отбирает название казахской национальной одежды, которую носили женщины

2 команда- отбирает название казахской национальной одежды, которую носили мужчины 

7. Умники-умницы

Проблемные вопросы

1 команда - Кто появился первым? Почему?

2 команда – Назовите мировые религии, которые вам известны и в чем их отличие?

8. Минута поэзии

Опережающее задание: Чтение стихов

1. Казахстан - великая держава!

2. Цвети, мой океан, степной.

 9. Самопроверка

Тест

10. Итог урока

Учитель:

- Ребята, понравился вам сегодняшний урок?

- Что вам понравилось на уроке?

- А вы сегодня себе понравились? Тогда хлопнем себе в ладоши.

11. Домашнее задание

§43, §44

 

Размер:
17.71 Kb
Скачали:
2