1) Что мы умеем делать с числами в различных системах счисления? (считать, переводить в десятичную систему)
- Какие цифры в двоичной системе счисления? Посчитайте в двоичной до 10000.
- Какие цифры в троичной системе счисления?
- В 16–ричной после 9… F? Чему численно равно А в шестнадцатеричной? F, C, D, B, E?
2) У одного старого математика в тетради были найдены следующие записи:
Правильные ли они? К концу урока ответьте, в какой системе могли быть сделаны эти вычисления?
Чему еще мы хотели бы научиться? Записываем тему урока.
3) Игра-эстафета
Я даю Даше число 45. Она его делит пополам. Нацело. С остатком. Результат передает следующему, а остаток закрепляет на доске. Справа налево.
45(1) - 22(0) - 11(1) - 5(1) - 2(0) - 1
Что мы сделали?
4) Проверяем д. з.
В какой системе записаны все эти числа?
1235= 3 + 10 + 25 =38
2225= 2 + 10 + 50 = 62
1115= 1 + 5 +25 = 31
2415= 1+ 20 + 50 =71
Что нужно сделать, чтобы проверить верны ли эти равенства?
а) 334 = 3 х 40+3 х 41 =15; 217 = 1 х 70 + 2 х 71 = 15 Ответ: верно.
б) 338 = 3 х 80+ 3 х 81= 3 + 24 = 27; 214= 1 х 40+2 х 41 = 9 Ответ: не верно.
1728=2 х 80+7 х 81+1 х 82=2+56+64=122
2ЕА16=А х 160+ Е х 161+2 х 162=10 +14 х 16 + 256 = 746
1010102 = 0 х 20 + 1 х 21 + 0 х 22 + 1 х 23 + 0 х 24 + 1 х 25 = 2 + 8 + 32 = 42
Помечаем неправильные ответы, дома переделываем.
5) Как сделать проверку? (перевести назад в двоичную и т. д.)
42 -> Х2 122 -> Х8 746 -> Х16
Самостоятельная работа
Разноуровневые задания дети проходят on-line. Учитель смотрит результаты в таблице Google.
Задания на оценку «4»
1. Переведи число 31 в двоичную систему счисления.
Чтобы перевести из десятичной системы счисления в двоичную, надо разделить на …. Сколько? Делим.
То, что у тебя получилось, делим опять на 2. Еще раз. И еще. У тебя в конце должна получиться цифра 1, ведь в двоичной других цифр (кроме 0) не бывает!
Теперь записываем ответ: сначала последнее частное. То есть то, что у тебя получилось при последнем делении. А теперь все остатки в обратном порядке.
2. Переведи число 39 в шестнадцатеричную систему счисления.
Мы хотим перевести в 16 - ричную, значит надо разделить на ….
3. Переведи число 195 в шестнадцатеричную систему счисления.
Не забудь, что если в остатке получись 10, то заменяем на А, если 11, то на В, если 12, то на С и т. д.
Задания на оценку «5»
1. Переведи число 31 в двоичную систему счисления.
2. Переведи число 355 в восьмеричную систему счисления.
3. Переведи число 39 в шестнадцатеричную систему счисления.
4. Переведи число 195 в шестнадцатеричную систему счисления.
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание.