Конспект сопровождается презентацией.
Цели урока:
Образовательная
- подчеркнуть роль наглядных форм представления информации
- составить целостное представление об информатике как науке фундаментальной и практико-ориентированной;
- акцентировать внимание школьников на информационный взгляд на мир.
Воспитательная
- воспитание у учащихся эстетического отношения к своей творческой работе; рабочему месту.
- воспитание навыков межличностного взаимодействия.
Развивающая
- формирование элементарных навыков исследовательской работы (анализ, синтез, сопоставление, выявление причинно-следственных связей и т. д.). Создать условия для развития логического мышления.
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Дидактические основания урока:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический с элементами проектной деятельности.
- тип урока: комбинированный;
- формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.
Вид урока: урок теоретической и практическая проектная деятельность.
ТСО: мультипроектор
Основные понятия: форма представления информации, фотография, рисунок, рисунок-анимация, карта, схема, условные знаки, диаграмма.
Средства обучения: презентация урока, листы ватмана, фломастеры, картинки.
Преподавание ведется по УМК:
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005
2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Вы на прошлых уроках рассмотрели роль текстовой и табличной форм представления информации. Как вы думаете, о какой форме представления информации сегодня пойдет речь?
Правильно! Тема нашего урока представлена на слайде.
Слайд 2
Учитель: Какую же цель будет преследовать наш урок?
Учитель: Молодцы, действительно, мы сегодня попробуем не только рассмотреть роль наглядной формы представления информации, но и доказать, что она играет большое значение в жизни общества. Мы знаем, что больше всего информации человек получает при помощи глаз. Согласно пословице человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.
Смысл рисунка понимают даже очень маленькие дети. И дети, и взрослые любят иллюстрированные книги, потому что рисунки позволяют очень быстро понять, о чем идет речь.
Так, чтобы понять, о чем написано в выделенном ниже фрагмента текста, вам потребуется приблизительно полминуты, чтобы воспринять смысл рисунка, будет достаточно секунды.
Вы можете возразить, что прочитав текст, человек может получить также не меньше, а то и больше информации. Но любой ли человек может это сделать? Маленький ребенок, не умеющий читать не получит информации вообще, а картинку, рисунок поймет очень хорошо.
Учитель: Рисунок (картинка) – очень популярная и доступная форма представления информации. Вы видите на экране множество забавных картинок. Я предлагаю каждому из вас выбрать какую-то картинку и рассказать нам, какую информацию вы получили из нее.
(Ответы учащихся)
Слайд 3
Учитель: Фотографии – очень популярная, реалистичная, наглядная форма представления информации. Никакое описание не сравнится с фотографией. Дома у вас наверняка есть много фотографий, с помощью которых вы получаете много информации о своих родственниках, о себе, фотографии также хранят множество наших впечатлений о путешествиях, праздниках и других значительных событиях нашей жизни. Рассмотрите, пожалуйста, представленные фотографии, расскажите, какую информацию вы получили с их помощью.
Слайд 4
Из схем мы также можем получить большое количество информации. Для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Они помогают нам разобраться с новыми устройствами, а также помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на эти схемы, вы часто используете их на уроках русского языка. Поясните когда используются эти схемы, что они означают, приведите, пожалуйста, примеры.
Слайд 5
Условные знаки очень часто встречаются в нашей жизни. Поясните, пожалуйста, где вы их могли встретить или использовать.
Слайд 6
Диаграммы помогают нам наглядно представить числовую информацию, особенно когда необходимо ее проанализировать. На слайде вы видите разные виды диаграмм, на которых представлена информация об успеваемости некоторого 5-го класса. Скажите, можно ли быстро ответить на вопрос, кого в классе больше по результатам годовых оценок – отличников, хорошистов или троечников? Какую диаграмму вы для этого использовали? А как в течение года изменялась картина успеваемости класса? В этом нам помогли столбчатая диаграмма и график.
Слайд 7
Длина столбика в данном случае зависит от количества учеников. За единицу измерения можно принять 1 см.
Сегодня мы попробуем с вами создать проект используя наглядные формы представления информации.
Ребята, как вы считаете, вам нужен парк около вашей школы? А давайте и назовем наш проект Парк.
Слайд 8
Мы разобьемся на 4 минигруппы.
1 группа – проведет анкетирование в нашей аудитории, выяснить все за и против парка и представит свой результат в виде диаграммы.
2 группа – создаст карту парка.
3 группа – сделать эскиз парка.
4 группа – организаторы - будут готовиться к защите проекта.
Слайд 9
И пусть вашим девизом сегодня станут слова:
Сделал – свершение,
Не могу – отступление.
Могу – это твоя сила.
Итак, за работу!
Слайд 10
А сейчас мы посмотрим, как же вы смогли использовать наглядную форму представления информации, чтобы донести до других людей некоторую информацию?
Идет защита проекта. Учащиеся под руководством 1 группы проводят презентацию своих проектов.
Дети рисуют, а затем с удовольствием отгадывают и поясняют значение фразеологизмов.
Итак, мы с вами сегодня познакомились с различными наглядными формами представления информации. Перечислите их, пожалуйста. (Фотография, рисунок, карта, схема, знаки, диаграммы).
Слайд 11
Домашнее задание: параграф 1.11,
У каждого из вас на парте на листочках лежат фразеологизмы. Вы, вооружившись фантазией и цветными карандашами или фломастерами, должны представить фразеологизм в виде рисунка. На следующем уроке вы их представите перед классом, а ребята, получив информацию из рисунка, попробуют отгадать, какой это фразеологизм и объяснить его значение.
Фразеологизмы:
1. Обвести вокруг пальца.
2. Молоть языком.
3. Знать назубок.
4. На воре шапка горит.
5. Дело в шляпе.
6. Ставить палки в колеса.
7. Сесть в калошу.
8. Зарубить на носу.