Конспект урока химии 8 класс "Простые вещества – металлы"

Цель урока: изучить физические свойства простых веществ - металлов на основе их строения.

Задачи:

  • описывать положение элементов - металлов в таблице Менделеева;
  • классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы;
  • характеризовать общие физические свойства металлов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, презентация, карточки с заданиями, коллекции металлов.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся, отметить отсутствующих.

Актуализация знаний

- Мы продолжаем изучение предмета химия.
- Пусть отправными словами в увлекательный мир химии будет следующий рассказ.

В одном периодическом государстве построил Царь семиэтажный замок. В каждой комнате замка поселились коренные жители. В зависимости от занимаемых комнат им дали необычные названия. Какие? Впрочем, догадайтесь сами. Одних называли "Рыцари".

Жили бедно, но благородно. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась, хоть одна лишняя монета, стремились проявить свои истинные качества и поэтому скорее хотели от нее избавиться, чтобы быть добрыми и благородными.

Другие жители - "Скряги" этой страны отличалась от "Рыцарей" своей скупостью. Вот уж права пословица "Зимой снегу не напросишься". Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – "Рыцари" и "Скряги" были уверенны в себе и жили под девизом "Мой дом - моя крепость".

- Прослушав рассказ, прошу Вас ответить на следующие вопросы:
- О каком семиэтажном замке идет речь в этом рассказе? (Периодическая система химических элементов)
- Кто такие "Рыцари" и "Скряги". (Металлы и неметаллы)

- Приведите по три примера элементов металлов и неметаллов. (натрий, магний, железо; водород, кислород, углерод)
- У доски, пожалуйста, напишите формулы приведенных примеров. (Na, Mg, Fe, H2, O2, C)
- К каким веществам вы отнесете данные вещества? (Простые)

- Почему вещества называются простыми? (простые вещества – это вещества, которые состоят из одного вида атомов химического элементов)
- Прошу обратить внимание, уважаемые кадеты, на ваших столах находятся физические тела: точилка, железный гвоздь, проволока медная, алюминиевая, скрепка.
- У меня на столе: колокольчик и термометр. Что общего у данных физических тел?

- Все тела состоят из металлов. Значит тема нашего урока. (Формулируют сами учащиеся)
- Простые вещества – металлы. Записать тему урока в тетрадь

- Как вы думаете, почему колокольчик изготовлен из металла, а не из другого материала - стекла, дерева, пластмасса? (Потому что данные вещества стекло, дерево не подходит для основного применения колокольчика, они не подходят по свойствам)

- Вспомним химия – это наука о веществах, свойствах, превращениях веществ и их применением. Значит, чем мы должны заняться сегодня на уроке?
- Цель – изучить физические свойства металлов.

Изучение нового материала

- Какие физические свойства металлов вы уже знаете? (Перечисление…)
- Хорошо, чтобы более подробно изучить общие физические свойства металлов давайте выполним лабораторную работу. (у вас на столах инструктивная карта по выполнению лабораторной работы)

Лабораторная работа

- Один металл – алюминий выполняем фронтально

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы:

  1. Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1-5 колонки таблицы.
  2. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Металл – прозрачен? Поставьте значок "+" или "-" в первую колонку таблицы.
  3. Покрутите пластинку металла на свету. Блестит? Поставьте значок "+" или "-" во вторую колонку таблицы.
  4. Попробуйте разломить. Поставьте значок "+" или "-" в третью колонку таблицы.
  5. Согните кусочек металла (алюминиевой проволоки). Поставьте значок "+" или "-" в четвертую колонку таблицы.
  6. Опишите цвет металла. Запишите цвет металла в пятую колонку таблицы.
  7. Проделайте тоже самое с медью и цинком.

Металл

Прозрачность

Блеск

Прочность

Пластичность

Цвет

Теплопроводность

Электропроводность

AI

 

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

 

 

Zn

 

 

 

 

 

 

 

- У нас с вами осталось две последние колонки которые не заполнены тепло- и электропроводность.
- Для этого в химический стакан с горячей водой погружаем одновременно пластинки (медную, алюминиевую, цинковую) и через несколько минут, проверяем, нагрелись или нет.
- Поставьте значок "+" или "-" в шестую колонку таблицы.

- Определите из жизненного опыта металлы проводят электрический ток или нет. Поставьте значок "+" или "-" в седьмую колонку таблицы.
- Формулируем вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, электро- и теплопроводники, пластичны.
- Так какие вещества называем металлами? (ответы учащихся)

Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны

- Запишем определение в тетрадь.
- На ряду с общими свойствами металлы обладают специфическими свойствами.

- Послушаем выступление учащихся с сообщением.
- Какие металлы самые, самые…

  • Твердость: а) твердые (молибден, титан, хром – царапает стекло); б) мягкие – (режутся ножом – натрий, калий, литий)
  • Плотность: а) легкие – литий, алюминий, титан; б) тяжелые – свинец, цинк, осьмий, медь.
  • Температура плавления: а) легкоплавкие – галлий 29, 80 °C, цезий – 290 °C; б) железо – 15390 °C, вольфрам – 33900 °C.
  • Пластичность: а) пластичные – золото 1 гр. Можно вытянуть нитку длиной в 2 км.

- Чем обусловлены такие свойства металлов или почему металлы проявляют такие физические свойства?
- Русский философ Николай Бердяев сказал: "Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри".
- Скажите, какой вид химической связи в металлах? (Металлическая)

- Дать определение, что такое металлическая связь?

Металлическая связь – это химическая связь в сплавах и металлах между атом-ионами и обоществленными электронами

- Составьте схему образования металлической связи в металлах: натрий, магний, алюминий по рядам. (У доски 3 учащихся)
- Объясните схему образования металлической связи в металлах. (Рисунок на доске)

- Чего не хватает в схеме? (Свободных электронов)
- Из физики, что такое электрический ток? (Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц)
- Вернемся к нашей схеме, скажите или покажите заряженные частицы в нашей схеме. (Свободные электроны)

- Значит, какую роль выполняют свободные электроны в металлах: способность проведения тепла, электрического тока из-за подвижности свободных электронов.
- Металлический блеск, т.к. свободные электроны отражают свет. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного края относительно другого, поэтому металлы пластичны.

- Мы видим, что у всех металлов общее строение. Какой из этого можно сделать вывод? (у всех металлов общие свойства)
- Вывод: Характерные физические свойства металлов: металлический блеск, электро- и теплопроводность, ковкость и пластичность. (объясняется общностью в их строении)

Вопрос о применение металлов

- Ребята, мы изучили свойства металлов, как вы думаете для чего? (Чтоб могли применять в повседневной жизни)
- Поэтому прошу Вас подготовить сообщение и или презентацию по темам:

  • Металлы и медицина
  • Металлы и авио-самолетостроение
  • Металлы и приборостроение
  • Металлы и водоснабжение

Итог урока. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

Металлов много есть, но дело не в количестве,
В команде работящей металлической,
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало.

Заслуги безусловные металлов.
Пред египтянином, китайцем древним греком.
И каждым современном человеке.

- Мы достигли цели?
- Что узнали нового?

- На листочках перед вами анкета. Закончите фразы:

  • Урок мне показался… (коротким / длинным)
  • Материал урока мне был... (понятен / не понятен)
  • Теперь я умею…
Размер:
24.76 Kb
Скачали:
16

Метки к статье: конспект урока, химия, 8 класс