Конспект урока географии 8 класс "Лесные зоны России"

Цель урока: изучить леса России, познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.

Задачи:

  • выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне;
  • выявить причины различия лесных зон страны;
  • способствовать формированию географической культуры личности;
  • развитие экологической культуры учащихся.

Ход урока

Актуализация знаний

Смотрим видео.

Учитель: Какие чувства у вас возникают при просмотре данного видеоролика? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, серьезной ли является проблема пожаров лесов в Сибири?
- Почему проблема пожаров лесов в Сибири, является проблемой не только России, но и мира в целом

- Что же такое лес? В толковом словаре русского языка:

Лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями

- Но какое же это огромное пространство! Как вы думаете, почему Россию называют лесной державой? (предположения учащихся)
- Действительно, Россия - это лесная держава, ее леса составляют почти 22% от всех лесов Земли. Леса покрывают более 45% территории России.
- Давайте сейчас посмотрим видеоролик, и вы скажите, какова же роль лесов. (просмотр ролика)
Обобщаем все сказанное в схему.

Схема "Роль лесов"Схема "Роль лесов"

- Ребята, откроем учебник на стр. 132, и с помощью рисунка определим экономическую роль лесов.
- Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником, и героем фольклора. Изобилие древесины – фактор развития русской деревянной архитектуры и народных промыслов.

- Что касается климата, то Лето в лесной зоне теплое, зима может быть от снежной умеренно-холодной до суровой.
- В июле температуры доходят до +20, в январе колеблются от –15 до –50 в Сибири. Скажите, во всей лесной зоне одинаковый климат?
- Леса в нашей стране образуют две природные зоны: тайгу и смешанные и широколиственные леса.

- Скажите, в чем основное различие этих лесов?
- Сегодня мы с вами остановимся на тайге. Зона тайги – это хвойные леса с примесью мелколиственных деревьев, бедность или отсутствие подлеска, однообразие травяно-кустарничкового яруса; много болот и лугов.

- Не во всех лесах растут одинаковые виды хвойных деревьев. В Восточно-Европейской части и Западно-Сибирской преимущественно растут ель и сосна, а в Восточной Сибири лиственница.
- Как вы думаете, какой хвойное дереве по праву занимает 1 место в России, по количеству насаждений?
- Как вы думаете, животный мир в таежной зоне такой же скудный как в тундре?

- Тайга - самая большая по площади природная зона России. Это главный район лесозаготовок и переработки леса.
- В учебнике на стр. 134 посмотрите и скажите особенности хозяйственной деятельности в таежной зоне.

Итог урока

- Для закрепления сегодняшнего материала, перейдите по ссылке и ответьте на несколько вопросов по теме урока.

Домашнее задание

- Напишите небольшое эссе по строчкам А.П. Чехова "…Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается".

Размер:
28.1 Kb
Скачали:
6