Конспект урока географии 8 класс "Русские землепроходцы XI-XVII вв"

Учебник: "География 8 класс" Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва "Русское слово".

Цели урока:

  • познакомить с историей освоения и изучения России на рубеже XI-VII веков.
  • рассказать о русских путешественниках, внесших большой вклад в изучение нашей Родины.

 

Задачи:

  1. выделить этапы освоения Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  2. выявить трудности освоения территорий;
  3. определить главные события, связанные с освоением территорий Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Оборудование: учебник, дополнительные тексты, проектор, экран, атласы, контурные карты.

Ход урока

Самоопределение к деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята. Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Сергея Парыгина и определите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Корабли бороздят океаны
Взад-вперед, в каждом месте Земли.
В Заполярье и в жаркие страны
Свой маршрут проложили они.

В наше время достигнуто это,
А четыре столетья назад
Люди тщетно искали ответа,
Где находится рай, а где – ад.

И плывут корабли в океане,
Вдалеке от родных берегов.
То плывут они в жаркие страны
Или в вечное царство снегов.

По торосам и горным отрогам,
Где и летом не каждый пройдет,
Среди льдов прорубая дорогу,
Что есть сил день и ночь напролет.

- Действительно, речь пойдет о географических открытиях. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел "История изучения территории России".
- Какова будет цель и задачи нашего урока? (узнать какие открытия были сделаны; что они дали людям, стране)
- Для работы нам понадобится учебник, атлас, контурные карты, раздаточный материал.

Актуализация знаний и мотивация

Учитель: Россия – огромная по своей территории страна. Однако она не всегда была так велика по размерам. Изначально она занимала лишь юго-западную часть современной территории. Все остальные пространства, до Северного Ледовитого и Тихого океанов, были русским неизвестны.

Русские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Их научные труды, составленные ими карты, а также многочисленные русские имена на карте мира служат памятниками этих открытий и исследований.

На протяжении многих веков территория России разрасталась на севере и востоке. Я предлагаю вам "пройти по следам" великих путешествий и открытий. Результат своей работы вы отразите на контурной карте и в тетради в виде таблицы, в которую занесете краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Практическая работа по группам

Учащиеся изучают материал учебника 7, дополнительный материал и заполняют таблицу.

1 группа

  1. Изучите по тексту учебника, дополнительному материалу и картам в атласе "Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами".
  2. Найдите на карте : г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск, Горло Белого моря, Пермь, Шпицберген. Нанесите их на контурную карту.
  3. Ответьте на вопросы: Кто такие поморы, Поморье?
  4. Запишите в таблицу краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

2 группа

  1. Изучите по тексту учебника походы поморов в Западную Сибирь, дополнительному материалу и картам в атласе походы русских в Западную Сибирь.
  2. Найдите на карте: р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Югорский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы. Нанесите их на контурную карту.
  3. Ответьте на вопросы: Что такое струги, коч, остроги, Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь? Каково значение похода Ермака?
  4. Запишите в таблицу краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

3 группа

  1. Изучите по тексту учебника, дополнительному материалу и картам в атласе "Географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке конца 16-17 веков".
  2. Найдите и покажите на карте города: Тюмень, Енисейск, Якутск, Тобольск, Иркутск; реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур; Охотское море.
  3. Ответьте на вопросы: Кто такие "землепроходцы" Какие открытия совершил, Иван Москвитин, Семен Дежнев? Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?
  4. Запишите в таблицу краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

4 группа

  1. Изучите по тексту учебника, дополнительному материалу и картам в атласе "Географические открытия в 17 веке на Дальнем Востоке"
  2. Найдите и покажите на карте: Хабаровск, п-ов Камчатка, Корякское нагорье, р. Амур. Нанесите их на контурную карту.
  3. Ответьте на вопросы: Какие открытия совершил Ерофей Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Атласов.
  4. Запишите в таблицу краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Русские землепроходцы XI-XVII вв.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Рефлексия

  1. Сегодня на уроке я … (научился, узнал)
  2. Полученная информация позволила мне сделать вывод, что …
  3. На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было …

Домашнее задание

§7: Курбат Иванов, Василий Поярков.

Размер:
23.55 Kb
Скачали:
8