Цели: - осознать особенности и задачи современной географии;
- выделить источники географических знаний;
- выяснить роль учёных в развитии географической науки;
- познакомить учащихся с открытиями, сделанными русскими учёными и путешественниками в различные эпохи развития государства;
- способствовать развитию умений учащихся работать с дополнительными источниками;
- воспитание чувства гордости за подвиги и открытия русских людей;
- научить учащихся систематизировать знания.
Оборудования: учебник под ред. Алексеева А. И. «География России» (часть I),
учебник «Природа России» под. ред. Э.М.Раковской, учебник «Природа России» под ред. И.И.Бариновой; карта «Формирование России», «Географические открытия», атлас; телевизор, видеомагнитофон, к/ф «Географические открытия».
Метод: частично-поисковый.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент.
2. Актуализация познавательной деятельности.
На прошлом уроке мы познакомились с историей формирования и заселения территории России. Давайте вспомним, какие территории присоединялись и осваивались в различные периоды формирования российского государства.
3. Тестирование
Учащиеся выполняют тест:
1. Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы?
2. Ради чего плавали поморы в Мангазею?
3. Кто разведал путь в Сибирь?
4. К какому морю вышел Иван Москвитин?
5. Как называлась территория к югу от р. Оки, часто подвергающаяся набегам кочевников?
6. Название Российской Федерации до 1991 года?
Обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов, сверяя с
Эталоном на доске и исправляя ошибки. В конце урока учитель у двух-трёх учащихся берёт тетрадь.
Мы выяснили, как шло присоединение новых земель. Но мы не знаем, благодаря каким людям эти территории изучались, исследовались. А ведь именно благодаря их открытиям и исследованиям и стало возможно дальнейшее развитие и использование новых территорий. Много сил пришлось вложить государям, первопроходцам, путешественникам, простым служилым людям для освоения новых земель и приращения их к государству Российскому. Пройдены тысячи километров пути, открыты новые реки и озёра, освоены новые языки и образ жизни коренного населения. Многих названий мы уже не увидим на современных географических картах. (Многие, но мы обязаны знать имена тех, кто нередко ценой собственной жизни прокладывал путь к новым землям, находил, открывал, исследовал)
4. Изучение нового материала
Эпиграф на доске.
Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости… гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
А.С. Пушкин.
Учитель обращает внимание на доску к словам.
Слова учителя:
Я хочу, чтобы мы прониклись чувством гордости за славные подвиги русских людей, положивших не один день и год, а порой даже собственную жизнь на благо России. Давайте выясним цель.
Цель: давайте попытаемся выяснить, с именами каких учёных и путешественников связаны географические открытия.
Для решения этой задачи предлагаю организовать работу в группах и после поделиться результатами своих исследований. Это позволит сэкономить нам время и получить больше информации. Также вы сможете познакомиться с различными источниками знаний. У вас на столах задания, учебники, карты и дополнительная литература. Ваша задача распределить обязанности в группе (кто-то работает с картой, кто-то с учебниками, кто-то записывает информацию в таблице и т. д.). Один человек от группы по окончании работы выступает у доски с отчётом о работе.
Учитель раздаёт карточки с заданиями.
Задание 1 группы.
Используя текст учебника под ред. Барановой п.4, установите имена учёных, путешественников, исследовавших территорию России с XV по XVII вв. Результаты занесите в таблицу. (На ватмане).
Слова учителя: большой вклад в освоение новых земель внёс Хабаров.
Задание 2 группы.
Используя текст учебника под ред. Барановой п.4 и Раковской п.6 установите географические открытия XVIII века.
Слова учителя: Перед тем, как вы услышите об открытиях XIX века, давайте послушаем. Большой вклад в развитие географической науки внесла экспедиция Седова.
Задание 3 группы.
Используя учебник под ред. Раковской и Бариновой выделите основные открытия, совершённые в XIX и XX вв. Результат занесите в таблицу.
Перед выступлением четвёртой группы ставится фрагмент кинофильма.
Учитель обращает внимание на экран.
Задание 4 группы.
Используя статью в журнале «География в школе № 1. 1999 года «Имена русских путешественников на карте России», найдите на карте географические объекты, названные именами путешественников и обозначьте их на контурной карте.
Слова учителя: русские учёные, исследователи изучали не только российские земли, но и открывали новые, неведомые, находящиеся далеко за пределами России. Одно такое открытие было сделано в XIX веке в ходе экспедиции к южному океану.
Слова учителя: естественно, изучения и открытия не ограничиваются этими периодами. Исследования проводятся и по сей день. Только возможностей для этого у современного человека гораздо больше. С появлением самолёта долетели до Северного полюса – первый военный лётчик Водопьянов, с появлением ледокола – освоение северного морского пути, современные достижения науки и техники позволяют проводить исследования в Антарктиде.
5. Закрепление
Слова учителя: А теперь давайте ещё раз вспомним имена русских исследователей и попытаемся отгадать кроссворд.
На доске начерчен кроссворд. Учитель читает вопрос и записывает правильный ответ в графы.
Д/З: дома самостоятельно ознакомиться с источником географических знаний.
6. Итог
Учитель обращает внимание учащихся к словам на доске.
Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим, и в свою очередь, дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим.
Ю. Н. Шокальский.
Выставление отметок всем, принимавшим активное участие в работе на уроке.
Д/З: подписать на контурной карте объекты, названные именами исследователей. Параграф 5 в учебнике.