Конспект урока географии «История географических открытий. По следам путешественников каменного века» с презентацией для учащихся 5 класса.
Цель урока: формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми.
Задачи урока:
Оборудование: физическая карта полушарий, презентация к уроку, документальный фильм «Кон-Тики», контурные карты у учащихся.
Класс делится на 4 группы.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.
- Мы начинаем изучать новый раздел «История географических открытий». (12 параграфов)
Эпиграф: «Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем».
- Скажите, как путешествуют люди?
- Как вы думаете, какие трудности могут встать перед любым путешественником?
- Мы начинаем наше путешествие по истории географических открытий, и сегодня мы пройдем по следам путешественников каменного века.
Сегодня мы узнаем:
- Вспомните, как могли путешествовать люди в древности? Как они представляли себе Землю?
Проблемный вопрос: о чем могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием? (Слайд 3)
- Люди путешествовали всегда. Много-много тысяч лет назад древние охотники пускались в путь, чтобы найти охотничьи угодья. Древние скотоводы вместе со своими стадами отправлялись в многодневные походы на поиски свежих пастбищ. Люди осваивали новые земли, пересекали пустыни и перебирались через горы, на лёгких лодочках переплывали моря и даже океаны.
Причины освоения Земли древними людьми:
- Путешествуя, люди составляли карты. Самые первые карты выглядели как рисунки. Так, древний путешественник пять тысяч лет назад изобразил на серебряной вазе две реки, текущие с гор в озеро, горы, покрытые лесом, а по берегам рек - разных животных, которые там обитали.
- Таким образом, человек начал расселяться по всем материкам Земли. Большинство учёных считает, что древняя родина человека – Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды.
- Как можно доказать, что древние люди путешествовали не только по суше, но и по океану?
- Посмотрите на карту мира (показ у карты), найдите на ней Тихий океан, он самый большой. В нем много островов, и практически все они заселены издавна людьми. Откуда может взяться человек на острове? Только приплыть.
Значит, древние люди путешествовали не только по суше, но и по океану.
Теоретически доказательство понятно, но вот практически? Человек, путешественник, который жил во второй половине XX века и решил практически доказать возможность заселения древними людьми островов Тихого океана из Южной Америки – был Тур Хейердал.
Ученик выступает с сообщением о Туре Хейердале. (Приложение 1)
Просмотр фрагмента документального фильма «Кон-Тики».
Вопросы к фильму
- Какие приспособления использовали путешественники на Кон-Тики?
- Что доказал Тур Хейердал?
Вывод: экспедиция Тура Хейердала повторила не только сам предполагаемый маршрут заселения, но и использовала традиционные для данных народов плавательные средства.
- Большой вклад в научные доказательства заселения древними людьми внес и советский ученый-медик Юрий Сенкевич.
Ученик выступает с сообщением о Юрии Сенкевиче (Приложение 2). (Слайд 12)
Итак, мы познакомились с людьми, доказавшими возможность заселения островов Тихого океана древними людьми.
- Закрепим наши знания и проведем игру «Подготовка к путешествию».
Для удачного путешествия рекомендую прочесть книги Т. Хейердала и Ю. Сенкевича.
Прочитать §7, ответить на вопросы на стр. 39, подготовить сообщения о плавании Пифия.