Конспект урока географии 8 класс "Географическое положение Омской области"

Цели урока:
1. сформировать представления у учащихся о географическом положение Омской области;
2. познакомиться с административно-территориальным составом Омской области;
3. закрепить знания в ходе выполнения практического задания.
Методы обучения: репродуктивный.

Средства обучения: атлас Омской области, атлас 8 класс "География России", карта "Омская область", "Физическая карта России".

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

Организационный момент

I часть. Объяснение новой темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Омская область является субъектом РФ.

2. Учитель организовывает фронтальную работу с классом, в ходе которой учителем задаются вопросы, а учащиеся, работая по картам атласа, отвечают на вопросы.

а) по карте административно-территориальное деление России (стр. 4-5) в атласе 8 кл. найти Омскую область и назвать цвет, которым показана Омская область на карте России?

б) По физической карте России (стр. 6-7) определить местоположение Омской области.

3. После знакомства с месторасположением Омской области учитель дает общие сведения об изучаемом субъекте РФ.

а) площадь территории 141 тыс. км. кв.

б) численность населения 2 млн. чел.

в) плотность населения 14,3 чел. на км. кв. (Сравните! В России плотность населения 8 чел. на км. кв.)

г) доля городского населения 69% (сельское население 31%).

4. По «Политико-административной карте Омской области» определить количество районов, входящих в состав Омской области.

5. Административный центр – г. Омск (численность населения 1,1 млн. чел.) образован в 1987 г в месте слияния двух рек. Каких?

6. Определим по «Политико-административной карте» координаты г. Омска (Отв.: 550 с.ш., 730 20’ в.д.).

7. По карте «Часовые пояса России» в атласе 8 кл. (стр. 3) найти часовой пояс, в котором находится Омская область.

8. Учитель предлагает решить задачи на часовые пояса:

а) Сколько часов в Омске, если в Москве 16 часов?

Решение:

Москва – 2-ой часовой пояс;

Омск – 5-ый часовой пояс.

Разница во времени: 5-2=3 часа.

Время в Омске: 16+3=19 часов.

 

б) Сколько часов в Москве, если в Омске 11 часов? Учащиеся решают самостоятельно аналогично предыдущей задачи.

9. Пользуясь картой атласа «Федеративное устройство РФ» (стр. 4-5) устно по плану охарактеризовать Омскую область.

План характеристики Омской области:

1) ГП.

2) Рельеф и полезные ископаемые.

3) Климат.

4) Почвы.

5) Внутренние воды.

6) Природные зоны.  

 

Учащиеся смотрят в карту атласа и называют – «зеленым цветом». 

 

б) Учащиеся по атласу определяют местоположение - на юге Западно-Сибирской равнины.

 

Учащиеся конспектируют в тетрадях рассказ учителя. 

 

Учащиеся по карте определяют – 32 района.  

 

Учащиеся называют реки: Иртыш и Омь. 

 

Учащиеся называют – 5-ый часовой пояс. 

 

Учащиеся конспектируют в тетрадях решение учителя.

 

Учащиеся решают самостоятельно аналогично предыдущей задачи.

Решение:

Москва – 2-ой часовой пояс;

Омск – 5-ый часовой пояс.

Разница во времени: 5-2=3 часа.

Время в Москве: 11-3=8 часов. 

 

Учащиеся по атласу характеризуют:

1) ГП: Омская область находится на юге Западно-Сибирской равнины. Граничит на:

З. - Тюменская обл.

С. - Тюменская обл.

В. - Томская и Новосибирская обл.

Ю.- Казахстан.

Протяженность с С. на Ю. 600 км., с З. на В. 300 км.

2)  Рельеф: равнинный.

Полезные ископаемые:

а) топливные:

нефть (Крапивинское месторождение),

природный газ (Тевризское месторождение),

торф (на севере Омской области);

б) строительные:

песок (по долине р. Иртыш),

глина (на юге Омской области);

в) источники минеральных вод (Красноярско-Чернолучинская зона).

3) Климат: умеренно-континентальный.

4) Почвы: черноземные.

5) Внутренние воды:

Гл. водная артерия – р. Иртыш (является левым притоком р. Обь).

Притоки Иртыша: Омь, Тара, Оша, Ишим.

Озера: Салтаим, Тенис, Ик, Эбейты.

6) Природные зоны: на юге – степи, постепенно переходящие в лесостепи, лес и болотистую тайгу на севере.

 

II часть. Закрепление новой темы

Задание: по карте «Политико-административное деление Омской области» выписать:

А) районы, примыкающие к северной границе Омской области;

Б) районы, примыкающие к южной границе Омской области;

 

В) районы, примыкающие к западной границе Омской области;

 

Г) районы, примыкающие к восточной границе Омской области;

 

Д) районы, не имеющие выхода к границам Омской области; 

 

Е) районы, имеющие общую границу с Омским районом;

 

Ж) районы, по территории которых протекает река Иртыш; 

 

З) районы, через которые проходят ж/д-ые магистрали.

 

А) Усть-Ишимский, Тевризский, Тарский. 

Б) Полтавский, Шербакульский, Одесский, Павлоградский, Русско-Полянский, Нововаршавский, Черлакский.

В) Усть-Ишимский, Большеуковский, Крутинский, Называевский, Исилькульский, Полтавский.

Г) Тарский, Седельниковский, Муромцевский, Нижнеомский, Калачинский, Оконешниковский, Черлакский).

Д) Знаменский, Колосовский, Тюкалинский, Саргатский, Горьковский, Большереченский, Любинский, Омский, Кормиловский, Москаленский, Марьяновский, Азовский, Таврический.

Е) Саргатский, Горьковский, Кормиловский, Черлакский, Таврический, Азовский, Марьяновский, Любинский.

Ж) Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский, Тарский, Большереченский, Муромцевский, Нижнеомский, Горьковский, Омский, Черлакский.

З) Называевский, Любинский, Омский, Кормиловский, Калачинский, Исилькульский, Москаленский, Марьяновский, Азовский, Таврический, Павлоградский, Нововаршавский, Русско-Полянский.

III часть. Итоги урока.

учитель выставляет оценки учащимся, которые во время урока помогали учителю в изучении новой темы, частично собирает тетради на проверку.

IV часть

Домашнее задание: выучить конспект в тетради.

Автор: Саликова Алла Сергеевна, учитель географии БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 38 УИОП" г. Омск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!