Цели урока:
1. сформировать представления у учащихся о географическом положение Омской области;
2. познакомиться с административно-территориальным составом Омской области;
3. закрепить знания в ходе выполнения практического задания.
Методы обучения: репродуктивный.
Средства обучения: атлас Омской области, атлас 8 класс "География России", карта "Омская область", "Физическая карта России".
Тип урока: урок изучения новой темы.
Ход урока
Организационный момент
I часть. Объяснение новой темы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Омская область является субъектом РФ. 2. Учитель организовывает фронтальную работу с классом, в ходе которой учителем задаются вопросы, а учащиеся, работая по картам атласа, отвечают на вопросы. а) по карте административно-территориальное деление России (стр. 4-5) в атласе 8 кл. найти Омскую область и назвать цвет, которым показана Омская область на карте России? б) По физической карте России (стр. 6-7) определить местоположение Омской области. 3. После знакомства с месторасположением Омской области учитель дает общие сведения об изучаемом субъекте РФ. а) площадь территории 141 тыс. км. кв. б) численность населения 2 млн. чел. в) плотность населения 14,3 чел. на км. кв. (Сравните! В России плотность населения 8 чел. на км. кв.) г) доля городского населения 69% (сельское население 31%). 4. По «Политико-административной карте Омской области» определить количество районов, входящих в состав Омской области. 5. Административный центр – г. Омск (численность населения 1,1 млн. чел.) образован в 1987 г в месте слияния двух рек. Каких? 6. Определим по «Политико-административной карте» координаты г. Омска (Отв.: 550 с.ш., 730 20’ в.д.). 7. По карте «Часовые пояса России» в атласе 8 кл. (стр. 3) найти часовой пояс, в котором находится Омская область. 8. Учитель предлагает решить задачи на часовые пояса: а) Сколько часов в Омске, если в Москве 16 часов? Решение: Москва – 2-ой часовой пояс; Омск – 5-ый часовой пояс. Разница во времени: 5-2=3 часа. Время в Омске: 16+3=19 часов.
б) Сколько часов в Москве, если в Омске 11 часов? Учащиеся решают самостоятельно аналогично предыдущей задачи. 9. Пользуясь картой атласа «Федеративное устройство РФ» (стр. 4-5) устно по плану охарактеризовать Омскую область. План характеристики Омской области: 1) ГП. 2) Рельеф и полезные ископаемые. 3) Климат. 4) Почвы. 5) Внутренние воды. 6) Природные зоны.
|
Учащиеся смотрят в карту атласа и называют – «зеленым цветом».
б) Учащиеся по атласу определяют местоположение - на юге Западно-Сибирской равнины.
Учащиеся конспектируют в тетрадях рассказ учителя.
Учащиеся по карте определяют – 32 района.
Учащиеся называют реки: Иртыш и Омь.
Учащиеся называют – 5-ый часовой пояс.
Учащиеся конспектируют в тетрадях решение учителя.
Учащиеся решают самостоятельно аналогично предыдущей задачи. Решение: Москва – 2-ой часовой пояс; Омск – 5-ый часовой пояс. Разница во времени: 5-2=3 часа. Время в Москве: 11-3=8 часов.
Учащиеся по атласу характеризуют: 1) ГП: Омская область находится на юге Западно-Сибирской равнины. Граничит на: З. - Тюменская обл. С. - Тюменская обл. В. - Томская и Новосибирская обл. Ю.- Казахстан. Протяженность с С. на Ю. 600 км., с З. на В. 300 км. 2) Рельеф: равнинный. Полезные ископаемые: а) топливные: нефть (Крапивинское месторождение), природный газ (Тевризское месторождение), торф (на севере Омской области); б) строительные: песок (по долине р. Иртыш), глина (на юге Омской области); в) источники минеральных вод (Красноярско-Чернолучинская зона). 3) Климат: умеренно-континентальный. 4) Почвы: черноземные. 5) Внутренние воды: Гл. водная артерия – р. Иртыш (является левым притоком р. Обь). Притоки Иртыша: Омь, Тара, Оша, Ишим. Озера: Салтаим, Тенис, Ик, Эбейты. 6) Природные зоны: на юге – степи, постепенно переходящие в лесостепи, лес и болотистую тайгу на севере. |
II часть. Закрепление новой темы
Задание: по карте «Политико-административное деление Омской области» выписать: А) районы, примыкающие к северной границе Омской области; Б) районы, примыкающие к южной границе Омской области;
В) районы, примыкающие к западной границе Омской области;
Г) районы, примыкающие к восточной границе Омской области;
Д) районы, не имеющие выхода к границам Омской области;
Е) районы, имеющие общую границу с Омским районом;
Ж) районы, по территории которых протекает река Иртыш;
З) районы, через которые проходят ж/д-ые магистрали.
|
А) Усть-Ишимский, Тевризский, Тарский. Б) Полтавский, Шербакульский, Одесский, Павлоградский, Русско-Полянский, Нововаршавский, Черлакский. В) Усть-Ишимский, Большеуковский, Крутинский, Называевский, Исилькульский, Полтавский. Г) Тарский, Седельниковский, Муромцевский, Нижнеомский, Калачинский, Оконешниковский, Черлакский). Д) Знаменский, Колосовский, Тюкалинский, Саргатский, Горьковский, Большереченский, Любинский, Омский, Кормиловский, Москаленский, Марьяновский, Азовский, Таврический. Е) Саргатский, Горьковский, Кормиловский, Черлакский, Таврический, Азовский, Марьяновский, Любинский. Ж) Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский, Тарский, Большереченский, Муромцевский, Нижнеомский, Горьковский, Омский, Черлакский. З) Называевский, Любинский, Омский, Кормиловский, Калачинский, Исилькульский, Москаленский, Марьяновский, Азовский, Таврический, Павлоградский, Нововаршавский, Русско-Полянский. |
III часть. Итоги урока.
учитель выставляет оценки учащимся, которые во время урока помогали учителю в изучении новой темы, частично собирает тетради на проверку.
IV часть
Домашнее задание: выучить конспект в тетради.