Методическая разработка урока географии 8 класс "Природы ценный дар"

Тип урока: обобщение, контроль и коррекция знаний по теме "Почвы".

Целевая установка: формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

  • давать определения: почва, почвенный горизонт, почвенный профиль, типы почв, плодородие, рекультивация;
  • выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы;
  • анализировать тематические карты.

Ресурсное обеспечение: телевизор, интерактивная доска, водорастворимые маркеры, материалы для конструирования почвенного горизонта (коллекция "Типы почв"), презентация, учебный фильм "Охрана почв", атласы, жетоны, альбомные листы, контурные карты.

Ход урока

Организационный момент

Деление класса на микрогруппы (3 группы). На каждом столе – вазочка с жетонами: каждый учащийся в течение урока зарабатывает жетоны - за правильный ответ берет себе жетон. В конце урока подсчитываем количество жетонов и выставляем оценку.

Активация мозговой деятельности

- Здравствуйте ребята! Прежде чем начать урок, предлагаю упражнение на активацию мозговой деятельности.
- Для этого возьмите карандаш и потрите его между ладонями. Прокатывайте карандаш от основания ладони до кончиков пальцев. Именно здесь находятся рецепторы, связанные с нашим мозгом.

Определение темы и постановка цели и задач урока

- Прослушайте отрывок из повести М. Пришвина "Кладовая солнца".

"… Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян дает большой урожай огурцов, редисок, помидоров, морковок…"

- О какой кладовой идет речь? (о земле, о почве)
- Слово земля имеет много значений. Какие значения этого слова вы можете назвать? (ответы учащихся)
- Вы уже догадались. О чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока.

- Я назвала наш урок – "Природы ценный дар".
- На предыдущих уроках мы уже познакомились с основными терминами и понятиями данной темы. Какие задачи нам сегодня предстоит решить на уроке? (обобщить изученный материал)

Актуализация знаний по теме "Почва"

Подтвердить или опровергнуть высказывание. (учащиеся отвечают "по цепочке")

  1. Почвой называется верхний слой земной коры, обладающий плодородием. (верно)
  2. В процессе почвообразования участвует только биосфера. (неверно; это сложный процесс взаимодействия всех земных оболочек)
  3. Плодородие почвы зависит от материнской породы. (неверно; от содержания гумуса)
  4. Гумус – это питательные вещества, которые образуются при перегнивании растительных и животных остатков. (верно)
  5. Главными факторами почвообразования являются минеральные частицы, почвенная вода, почвенный воздух. (верно)
  6. Почвенный горизонт состоит из почвенного профиля. (неверно; профиль состоит из горизонтов)
  7. В почвенном профиле выделяют семь почвенных горизонтов. (неверно; пять горизонтов)
  8. Горизонт вымывания имеет еще одно название – подзолистый, из-за того что его цвет похож на цвет золы. (верно)
  9. Большую часть питательных веществ содержит горизонт вмывания. (неверно; гумусовый горизонт)
  10. Самый плодородный тип почв – подзолистый. (неверно; чернозем)
  11. Самые бедные, малоплодородные почвы находятся в зоне степей. (неверно; в тундре)
  12. Основоположником науки почвоведения является В.В. Докучаев. (верно)

Работа в группах

Каждая группа получает лист с заданием.

  • Группа 1: с помощью конструкционного материала собрать модель почвенного профиля в стакане. (использую коллекции "Типы почв", "Состав почвенного профиля")
  • Групп 2: cоотнести тип почвы с природной зоной. (учащиеся работают на интерактивной доске: на карту природных зон помещают таблички с типами почв, соответствующих данной природной зоне)
  • Группа 3: определить факторы почвообразования: заполнить кластер. (учащиеся работают на магнитной доске: из перечня различных факторов нужно выбрать только почвообразующие факторы)

Заслушивание отчетов.

Интересные факты о почве

- Наш урок проходит под названием "Природы ценный дар". Действительно, почва уникальный компонент природы.
- 80% всех продуктов питания мы получаем благодаря почве, земледелию. Послушайте небольшое сообщение о интересных фактах по теме "Почва". (сообщение заранее подготовленного ученика с просмотром презентации)

Виды мелиораций. Охрана почв

- Для того чтобы выполнить следующее задание – посмотрите учебный фильм "Охрана почв".
Задания по группам: выдаю альбомный лист, на котором изображена карта "Использование земельных ресурсов" и контурная карта. Проанализировать карту и на контурной карте штриховкой показать территории:

  • нуждающиеся в дополнительном орошении; (группа 1)
  • нуждающиеся в осушении; (группа 2)
  • нуждающиеся в защите от ветровой эрозии. (группа 3)

Итог урока

"Вопрос-ответ" - заполняем кластер: на маркерной доске, на "снежинку" записываю ответы учащихся - термины, понятия по изученной теме.

  1. Назовите главное свойство почвы. (плодородие)
  2. Назовите самый плодородный слой почвы. (гумус)
  3. Какую почву называют "царем почв". (чернозем)
  4. Как называется процесс разрушения почвы ветром и водой. (эрозия)
  5. Кто является основателем науки почвоведения. (В.В. Докучаев)
  6. Как называется комплекс мер по улучшению плодородия почвы? (мелиорация)
  7. Как называется чередование почвенных горизонтов. (почвенный профиль)
  8. Как называется верхний слой земли, обладающий плодородием? (почва)

Рефлексия

На доске прикреплены рисунки островов под названием: о. Успеха, о. Спокойствия, о. Надежды. Каждый ученик берет по бумажному кораблику и прикрепляет на тот остров, который соответствует его настроению:

  • если все у вас получилось, вы не испытывали затруднения, то поместите свой кораблик на остров Успеха;
  • если вам на уроке было спокойно, комфортно, то на остров Спокойствия;
  • если что-то не удалось, испытывали затруднени, то на остров Надежды.

Оценивание

- Посчитайте количество жетонов, заработанных на уроке.
- Если вы набрали шесть и более жетонов – оценка "5"; четыре-пять жетонов – оценка "4"; если набрали меньше четырех жетонов, то выполните дома дополнительные задания, чтобы получить высокую оценку.

Домашнее задание

На выбор:

  1. Сделать презентацию "Интересные факты о почве".
  2. Сделать информационный буклет "Охрана почв".
  3. Сделать модель "Почвенный профиль".
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!