Тип урока: обобщение, контроль и коррекция знаний по теме "Почвы".
Целевая установка: формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Ресурсное обеспечение: телевизор, интерактивная доска, водорастворимые маркеры, материалы для конструирования почвенного горизонта (коллекция "Типы почв"), презентация, учебный фильм "Охрана почв", атласы, жетоны, альбомные листы, контурные карты.
Деление класса на микрогруппы (3 группы). На каждом столе – вазочка с жетонами: каждый учащийся в течение урока зарабатывает жетоны - за правильный ответ берет себе жетон. В конце урока подсчитываем количество жетонов и выставляем оценку.
- Здравствуйте ребята! Прежде чем начать урок, предлагаю упражнение на активацию мозговой деятельности.
- Для этого возьмите карандаш и потрите его между ладонями. Прокатывайте карандаш от основания ладони до кончиков пальцев. Именно здесь находятся рецепторы, связанные с нашим мозгом.
- Прослушайте отрывок из повести М. Пришвина "Кладовая солнца".
"… Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян дает большой урожай огурцов, редисок, помидоров, морковок…"
- О какой кладовой идет речь? (о земле, о почве)
- Слово земля имеет много значений. Какие значения этого слова вы можете назвать? (ответы учащихся)
- Вы уже догадались. О чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока.
- Я назвала наш урок – "Природы ценный дар".
- На предыдущих уроках мы уже познакомились с основными терминами и понятиями данной темы. Какие задачи нам сегодня предстоит решить на уроке? (обобщить изученный материал)
Подтвердить или опровергнуть высказывание. (учащиеся отвечают "по цепочке")
Каждая группа получает лист с заданием.
Заслушивание отчетов.
- Наш урок проходит под названием "Природы ценный дар". Действительно, почва уникальный компонент природы.
- 80% всех продуктов питания мы получаем благодаря почве, земледелию. Послушайте небольшое сообщение о интересных фактах по теме "Почва". (сообщение заранее подготовленного ученика с просмотром презентации)
- Для того чтобы выполнить следующее задание – посмотрите учебный фильм "Охрана почв".
Задания по группам: выдаю альбомный лист, на котором изображена карта "Использование земельных ресурсов" и контурная карта. Проанализировать карту и на контурной карте штриховкой показать территории:
"Вопрос-ответ" - заполняем кластер: на маркерной доске, на "снежинку" записываю ответы учащихся - термины, понятия по изученной теме.
На доске прикреплены рисунки островов под названием: о. Успеха, о. Спокойствия, о. Надежды. Каждый ученик берет по бумажному кораблику и прикрепляет на тот остров, который соответствует его настроению:
Оценивание
- Посчитайте количество жетонов, заработанных на уроке.
- Если вы набрали шесть и более жетонов – оценка "5"; четыре-пять жетонов – оценка "4"; если набрали меньше четырех жетонов, то выполните дома дополнительные задания, чтобы получить высокую оценку.
Домашнее задание
На выбор: