Цели урока: осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития:
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его регионов: выявлять, объяснять причинно-следственные связи в социоприродном развитии Земли.
Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:
Понимание смысла собственной действительности и формирование личной позиции по актуальным вопросам географии: использовать географические знания для социализации и созидательной деятельности.
Оборудование: карта полушарий, коллекция почв.
- Сравните два мнения:
- Какой вопрос возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока.
- Почему неплодородны почвообразующие горные породы, которые составляют основу почвы?
- Какие у вас будут гипотезы?
- Что такое почва? Каким основным свойством обладают почвы? Что такое выветривание?
- Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский назвал почву биокосным образованием. Как вы понимаете слова ученого? Проверьте по учебнику на с. 159. (Комментированное чтение текста "Почвообразование", с. 159–160)
- Составьте тезисный план текста, отражающий этапы образования почвы.
- Что характерно для каждого этапа?
- Выполните задание на с. 160 к рис. 150, 151.
- Используя рис. 153, с. 161, определите факторы почвообразования.
- Выполните задание к этому рис. на с. 161. Ответ оформите в виде таблицы.
- Какие закономерности характерны почвам?
Игра
Один ученик называет закономерность, другой приводит пример или доказательство и т.д.
- Как ответим на основной вопрос урока?
Вопросы 1–5, с. 163.
Задание 6–10, с. 163.
Домашнее задание
§ 26, задание 11, с. 163.
- Сделайте вывод по уроку.
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Чему научились?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто получил отметку в дневнике? За что?