Цель урока:
Физика: обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.
Информатика: Обобщить знания обучающихся по теме "Построение таблиц и графиков в программе Excel", создание таблиц и схем в программе Word, создание информационной модели-пятистрочника (синквейна), раскрывающего суть понятия, закона.
Задачи:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Мы рады вас приветствовать сегодня на уроке!
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции!
- Мы вам предлагаем поучаствовать в эстафете Побед в медальном зачете. У вас на столах лежат планшеты, куда вы будете прикреплять медальки-оценки за ваши правильные ответы.
- Вы их можете располагать так, как вам удобно. За креативность оформления планшета медальками также получите дополнительную медаль, а в конце мы выставим итоговую оценку за урок.
Девиз урока
Информатика и физика
Дают чудесный микс!
Сейчас мы всем докажем это –
И вот настал Час ИКС!
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте отгадаем ребусы. За правильно угаданный ребус вы получаете одну медаль.
- Каждый выполняет эту работу самостоятельно, а потом мы проверим.
Получили следующие слова: Закон Ома, схема, таблица, график.
- Это и есть тема нашего сегодняшнего урока – "Закон Ома в схемах, таблицах, графиках".
- Олимпиада начинается! У нас медальный зачет! У вас на столах лежат планшеты, на которые вы будете наклеивать медальки-оценки за ваши правильные ответы.
- Вы их можете располагать как вам удобно. Можно в виде какой-то фигуры. За эстетичность оформления вы получите дополнительные медали.
Первый этап нашей Олимпиады интеллектуальная разминка.
Блиц-опрос:
Проверка знаний по физике
- Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие? (Сила тока, напряжение, сопротивление)
- Молодцы! Мы для вас приготовили загадочные киндер-сюрпризы, они наполнены карточками с физическими формулами, физическими обозначениями, приборами, единицами измерения.
- Ваша задача: Из всех карточек выбрать только те, которые относятся к заголовку на вашем планшете. Как только закончите работу, поднимаете планшет и за правильный ответ получаете олимпийскую медаль. Итак, приступаем к работе.
Проверка знаний по информатике
- Ответьте на вопросы:
За правильно выполненное задание или правильный ответ вы получаете медаль!
Диаграмма – это объект электронной таблицы, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.
Назначение диаграммы – графическое отображение данных для анализа и сравнения.
"Экспериментально – исследовательская работа"
Цель: Выяснить экспериментальным путем с помощью виртуальной лаборатории зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника, а также зависимость силы тока от напряжения.
- Для того чтобы найти зависимость между этими величинами мы разделимся на 2 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка.
Вторая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
- Для этого каждой группе будет дано задание, которое Вы выполняете с помощью компьютера. Вы должны не только провести виртуальный эксперимент, так же нарисовать схему электрической цепи, создать таблицу, и на основе табличных данных построить график зависимости силы тока от напряжения и сопротивления
- А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.
- На столах у вас есть все инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.
- Не забываем про технику безопасности при работе с компьютером и электроприборами.
По мере выполнения работы обучающиеся поднимают планшеты. Делают выводы по эксперименту.
Физминутка "Фиксики. Помогатор"
- Названия каких электрических приборов прозвучали в физминутке? (холодильник, телевизор, кофемолка, калькулятор)
- А компьютер относится к электроприборам? (Да)
Акция "День выключения компьютера"
- А вы знаете, что 24 марта отмечается день выключения компьютера? Какова цель этого Дня? (Экономия электроэнергии. Здоровьесбережение. Сохранность компьютера и продления срока его использования)
- А еще эта акция должна была показать, сколько людей способны прожить хотя бы один день без компьютера, и обратить внимание людей на проблему компьютерной зависимости.
Выводы групп по результатам эксперимента.
Выводы 1 группы: с увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const, I ~ U.
Вывод 2 группы: с увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при U = const, I ~ 1/R.
- Тогда сможем записать:
- Не забывайте размещать медали на свои планшеты за правильно выполненную работу. За схему электрической цепи – одна медаль, за виртуальный опыт - одна медаль, за таблицу и график – две медали.
Основатель закона – Георг Ом
- Мы с вами получили математическую запись закона Ома, который читается так: "Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению".
– Для чего же необходимо знать закон Ома? (Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление. Зная две величины, мы всегда можем найти третью)
Треугольник формулы закона Ома
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.
- Давайте решим задачи на Закон Ома.
- Кто желает получить дополнительную медаль?
- Вернемся к закону, который мы получили, и посмотрим, как его можно применять для расчета одной величины, зная две другие.
- Олимпийские этапы подходят к концу. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Первый вопрос пресс-конференции – каково задание заключительного этапа многоборья?
- Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте ребус.
Синквейн
- Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с одним из важных законов при изучении электрических явлениях "Закон Ома для участка цепи". Научились на основе фактов, выдвижения гипотезы, предлагаемой модели, устанавливать зависимость физических величин путем проведения эксперимента и построения графиков.
- Сейчас класс делится на две группы. Одна группа составляет синквейн по теме урока. Темы синквейнов: закон Ома, график, схема, таблица, физика, информатика. Вторая группа в это время разгадывает кроссворд или выполняет задания игры по физике.
Домашнее задание
1.§ 44, упр. 19 (4,5) - для всех.
Индивидуальное долгосрочное задание: по электросчетчику определить затраты электроэнергии за один день и подсчитать по тарифу суммы оплаты и построить график в программе Excel.
Церемония награждения
- Мы подошли к самому приятному этапу Олимпиады – церемонии награждения.
Звучит гимн России. Награждения – шоколадными медалями. Вручение медалей у доски на фоне флага России и олимпийского флага. Фотографируются.
- Спасибо за урок!