Методическая разработка урока физики в 8 классе "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества"

Авторы УМК:

  • Базовый учебник "Физика 8 класс" Перышкин А.В. Издание: М.: Дрофа, 2013 г.;
  • "Сборник задач по физике 7-9 класс" Лукашик В.И., Издание: М.: Просвещение, 2011 г.

Цели урока:

  • проверить знания учащихся по теме "Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел";
  • познакомить с устройством электроскопа, научить с помощью электроскопа определять наличие и величину электрического заряда;
  • сформировать целостное представление о закономерностях поведения веществ в электростатическом поле;
  • исследовать и объяснить на основе электронной теории особенности проводников, диэлектриков;
  • подготовить обучающихся к распознаванию проводников электричества;
  • научиться применять знания в конкретных жизненных ситуациях.

Планируемый результат:

  • знать понятия проводник, непроводник, электрическая сила, электрическое поле;
  • знать устройство, назначение и принцип действия электроскопа, зависимость действия электрического поля от расстояния;
  • уметь объяснять физические явления на основе знаний об электрическом поле, проводниках и непроводниках электричества.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация.

Приборы для проведения опыта: эбонитовая палочка, кусок шерсти, оргстекло, электроскоп, электрометр, полоски бумаги, воронка и речной песок, резиновый шланг.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой и мотивирует обучающихся на работу.

Приветствуют учителя, положительное отношение к процессу познания.

Постановка цели и задач урока (1 мин)

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Проводники, полупроводники и непроводники электричества»

Актуализация познавательного опыта (8 мин)

Учитель демонстрирует слайды и задает вопросы учащимся на повторение материала об электризации тел.

1. В каком случае может существовать электризация?

2. Все ли вещества способны передавать электрические заряды?

3. Как объяснить взаимодействие наэлектризованных тел?

Проводит опрос по ранее изученным понятиям:

Корректирует ответы учащихся наводящими вопросами, включает в учебную деятельность как можно больше учащихся.

На экране высвечиваются слова: электризация, электрическое поле, электрическая сила, электрон, электрический заряд, электроскоп, электрометр.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса).

Учащиеся анализируют свои ответы.

 

Формирование новых знаний (15 мин)

Учитель демонстрирует слайды 6-7, на которых показано, что электризация тел может осуществляться не только трением, но и при соприкосновении, действие электроскопа: обнаружение заряда и о величине заряда, а также о передаче заряда проводниками.

Демонстрирует опыты с постановкой проблемной ситуации, подводит обучающихся к выводу: 2 электрометра с шарами - по проволоке – передается заряд от одного к другому, а по деревянной линейке – нет. Почему?

Учащиеся зарисовывают в рабочую тетрадь устройство электроскопа, записывают определение проводников и непроводников.

 

Наблюдение за физическим экспериментом учителя.

Первичная проверка понимания (10 мин)

Дает учащимся задания выполнить в группах: Изучение нового материала по 4 темам: «Проводники», «Диэлектрики», «Полупроводники», «Вред и польза статического электричества». Провести опыты.

Оформляют результат в произвольной форме, читают конспект, учебник, получают консультацию учителя, готовят краткое выступление.

Физкультминутка (1 мин)

Показывает упражнения для отдыха

Выполняют упражнения.

Первичное закрепление (5 мин)

 

Формулировка условий заданий.

Обсуждается выполнение дифференцированного задания из «Сборника задач по физике 7-9» В.И. Лукашик по 1 вопросу каждой группе.

Выполняют задания, взаимопроверку. 

Итог урока (2 мин)

 

Формулирует вопрос, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Формулирует задание.

Выполняют работу,

оценивают свою деятельность на уроке.

Рефлексия (1 мин)

Предлагает продолжить следующие фразы:

1. Мне удалось …
2. Меня удивило …
3. Мне понравилось …
4. Я порадовался за …
5. Я могу похвалить себя за …
6. Мне было бы интересно ещё узнать …

Предлагает вниманию загадки и пословицы, связанные с темой урока.

Рефлексируют.

Домашнее задание (1 мин)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, физика, 8 класс