Обобщающий урок физики 8 класс "Физика вокруг нас"

Обобщающий урок по физике для учащихся 8 класса в формате "Квест" на тему "Физика вокруг нас", включающий в себя разделы: тепловые явления, электрические явления, магнитные явления, оптика.

Ход урока

Организационный момент

Добрый день! Пожалуйста, проверьте ваше рабочее место: все ли готово к уроку?

Определение темы и задач урока

Физика в переводе с древнегреческого "фюзис", означает природа.

Таким образом, физика – это наука о природе

Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснять наблюдаемые явления. Давайте начнем наш урок с небольших видеоэкспериментов.

Электрофорная машина

При вращении дисков электрофорной машины происходит их сильная электризация трением. При помощи медных "щеток" заряд снимается с дисков и по металлическим стержням поступает в два конденсатора ("лейденские банки"). Конденсаторы постепенно накапливают большой заряд, который поступает на два металлических шарообразных кондуктора.

При этом слышится потрескивание При накоплении большого заряда происходит пробой диэлектрика-воздуха между разноименно заряженными кондукторами машины. (их для этого сближают) Наблюдается искровой разряд - "молния".

Под действием магнита опилки намагничиваются и становятся как бы магнитными стрелочками. Видно, что опилки располагаются вдоль магнитных линий, которые выходят из северного полюса N и входят в южный полюс S. Гуще всего линии расположены в районе полюсов магнита.

Отражение и преломление

Данные опыты нам с вами дают представление о том, что многие явления, процессы в нашей жизни можно описать с помощью физики. Где вы можете наблюдать эти явления в повседневной жизни?

Какой мы можем сделать вывод исходя из ваших ответов?
Значит физику мы с вами можем увидеть везде?

Тема сегодняшнего урока - "Физика вокруг нас".
Какую образовательную задачу мы с вами поставим на урок? (Узнать действительно ли физика окружает нас)

Итак, сегодня мы с вами будем проводить опыты, попытаемся разгадать загадки, которые интересовали ученых долгое время.
На столах у вас лежат листочки, прошу вас после каждого пройденного задания ставить крестик напротив того, какой вариант для вас подходит

1. Определить количество цветов, смотря через призму

2. Определить фокус линзы

3. Решение задачи на тему количество теплоты Дж - Q = c* m *( t2-t1)

 

4. Сборка электрической схемы: источник тока, ключ, резистор, амперметр.

Все понятно

 

Все понятно

 

Все понятно

 

Все понятно

 

Есть затруднения

 

Есть затруднения

 

Есть затруднения

 

Есть затруднения

 

Не понятно ничего

 

Не понятно ничего

 

Не понятно ничего

 

Не понятно ничего

 

Отметка за урок:

Наш урок пройдет с вами в формате квеста, и для того чтобы его успешно пройти и помочь нам понять действительно ли физика окружает нас, вам необходим отгадать код чтобы открыть сайт.

И первая наша остановка 1666 г. Англия. У вас на столах лежит сверток, откройте и прочитайте его: "Исаак Ньютон – английский физик и математик занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено, данное наблюдение его очень заинтересовало, и он решил разгадать природу возникновения цветных полос.

В это время в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и молодой Исаак Ньютон решил укрыться от нее в своем родном Вулсторпе. Перед отъездом в деревню он приобрел стеклянные призмы, чтобы "произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов" Для того чтобы повторить данный опыт вам необходимо взять призму и посмотреть сквозь ребро на свет. Количество основных цветов - ваша первая подсказка. (Цифра 7)

Давайте обсудим данное явление, что вы сейчас пронаблюдали? (7 цветов)
Да, абсолютно верно, вы пронаблюдали 7 основных цветов. Что это за явление?

Дисперсия света - это явление разложения света в спектр. зависимость показателя преломления вещества от длины световой волны.

Спектр (от латинского "spectrum" – видение) - непрерывный ряд цветных полос, получается путем разложения луча белого на составные части.

А где в повседневной жизни мы сталкивакмся с дисперсией? (ответы учащихся)
Это всем отлично знакомая радуга в небе, игра света в гранях брильянтов или бокалов, а также разноцветные искры, которыми разлетается утренняя роса на траве.
Для того чтобы понять, что вам необходимо делать дальше, я предлагаю разгадать вам загадку.

Кто на носу верхом сидит,
На мир вокруг себя глядит?
Накинув за уши крючки...
Кто эти всадники?

Поговорим о том, что главное в очках, и какие именно очки назначают при различных отклонениях, а заодно мы с вами повторим виды линз. При дальнозоркости, как вам уже известно, сила преломления в оптических средах глаз невелика. В итоге фокус изображения падает не на сетчатку, а за нее. Поэтому требуется именно собирательная линза, которая подтянет фокус к сетчатке. Таким свойством обладает выпуклая линза.

При близорукости оптическая сила глаза, наоборот, значительно больше, чем требуется. К тому же глазное яблоко чаще всего вытянуто в передне-заднем направлении, из-за чего фокус не достигает сетчатки, а остается перед ней. Здесь требуется линза, рассеивающая свет, которая способна фокус отодвинуть, перевести на сетчатку. Это могут делать только вогнутые линзы.

Для построения необходимо использовать два луча. Первый луч проходит из верхней точки предмета параллельно главной оптической оси. На линзе луч преломляется таким образом, что продолжение этого луча пойдет в фокус. А второй луч, который проходит через оптический центр, пересекает продолжение первого луча в точке А’ – это и будет изображение верхней точки предмета.

Таким же образом строится изображение нижней точки предмета. В результате получается прямое, уменьшенное, мнимое изображение.
Где у нас в жизни используются линзы?
Какая же физика без решения задач, для того чтобы узнать следующую цифру, вам необходимо решить задачу: какое количество теплоты отдается при остывании стакана горячего чая 80 ℃ до температуры 20 ℃.

Массу чая принять равной 0,2 кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг*℃). Первая цифра ответа и будет ключ к итоговому паролю. (Цифра 5)

Таже при решении задачи мы с вами узнали, что температура чая уменьшается потому, что теплота передается от нагретого чая к более холодному воздуху. Откройте сверток 2.

Неприятности преследуют меня, сам Георг Ом завещал разобраться со сложной задачей. Несовершенство моих приборов привело к ошибке, Помогите мне определить силу тока на участке цепи (1С). (0.25)

Ребята перед тем как ввести пароль, мы должны с вами подвести итог нашему уроку, что мы сегодня выяснили, решили ли мы поставленную задачу, о том что физика окружает нас.
Мы каждый день пользуемся электричеством. У нас получились 73465025, для того чтобы открыть тайну вам необходимо ввести этот пароль.

Истина это то, что выдерживает проверку опытом. (А. Эйнштейн)
Какой вывод можно сделать после прочтения данных слов? (О том, что одно из главных в науке – это эксперимент)

Действительно, сегодня мы с вами проводили эксперименты, разгадывали загадки. Задача, которую вы ставили себе на урок, была решена? (Да, физика действительно окружает нас повсюду)

Ребята, какую тему из курса 8 класса мы с вами не затронули сегодня? Электромагнитные явления.

Домашнее задание

Изготовить собственный электромагнит и приготовить описание: принцип работы, характеристики, применение и т.д.
На листочках попрошу поставить вас отметку за урок.

Размер:
32.51 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: конспект урока, физика, 8 класс