Цель: подробное ознакомление со видами и строением мышц.
Задачи обучения: рассмотреть подробно строение и раскрыть значение мышц для организма.
Задачи воспитания: воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, аккуратность, сосредоточенность, ответственность, призывать к ведению здорового образа жизни.
Задачи развития: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: документ камера, интерактивная доска, презентация
Ход урока
Орг. момент
Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос
Вопросы на критическое мышление
Уровень 1 Знание, Запоминание фактов
Что такое перелом? Где происходит вывих? Почему кости пожилого человека наиболее подвержены переломам? Как может произойти перелом или вывих? Как бы вы оказали первую помощь при вывихе? Назовите и охарактеризуйте виды переломов костей.
Новый материал.
Значение мышц. Мышцы - отдел опорно-двигательной системы, обеспечивающий различные движения организма. С участием мышц обеспечивается ориентация организма в пространстве и регулируется равновесие. Диафрагма (разделяет грудную и брюшную полости) и межреберные мышцы участвуют в процессе дыхания.
Глотание, образование звуков, движение глаз, все типы двигательной активности осуществляются при помощи мышц. Вместе со скелетом мышцы придают организму форму, обеспечивают вертикальное положение тела человека в пространстве.
Строение мышц. По строению мышцы делятся на гладкие и поперечнополосатые (скелетные и сердечные). Гладкuе мышцы выстилают стенки полых внутренних органов (пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахея и бронхи, мочевой пузырь и др.). Сокращение гладких мышц плавное и периодичное. Оно не подвластно воле человека. Гладкие мышцы состоят из отдельных длинных веретенообразных клеток.
Снаружи мышцы покрыты фасцией (соединительнотканная оболочка). Между мышечными клетками - волокнами - находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. На концах скелетных мышц расположены сухожилия, образованные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении не участвуют. Так как мышечные клетки способны только сокращаться, мышцы тянут кости, но не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы-антагонисты (противоположные). Они делятся на сгибатели и разгибатели.
Поперечнополосатые мышцы состоят из мышечных волокон, имеющих поперечную исчерченность. Поперечнополосатые скелетные мышцы приводят в движение скелет. Их функции регулируются сознанием.
К скелетным мышцам относятся мышцы туловища и конечностей. Чаще всего оба конца мышцы прикрепляются к соседним костям, подвижно соединенным друг с другом. При сокращении мышцы укорачиваются и тянут соответствующие кости. Так они производят движение.
В организме насчитывают более 600 мышц. В разговоре их иногда называют мускулами.
Сердечная мышца также имеет поперечную исчерченность. Ее сокращения не зависят от воли человека. Сердце обладает свойством автоматии, т. е. способностью сокращаться за счет импульсов, возникающих в нем самом.
Применяя методику «Снежный ком». (Допустим учащийся говорит: сердечная мышца, второй повторяет: сердечная мышца, и добавляет свое: поперечно-полосатая, третий говорит: сердечная мышца является поперечно полосатой, но ее сокращения не поддаются воле человека и т.д.)
Гигиена мышц. Движение - такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т. д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней (лечебная физкультура).
Классификация мышц.
Как бы вы использовали знания о типах мышц и их гигиене в жизни?
Как строение мышц связано с их функциями?
Слайд 6.
Закрепление.
Работа с учебником: чтение текста на стр. 86-88, заполнение таблицы:
Группа мышц |
Виды мышц |
Где встречается |
|
|
|
Рефлексия: возьмите соответствующий смайлик, и напишите на нем что вы не поняли, и что не понравилось, или понравилось.
Подведение итогов урока: применение взаимооценивания и самооценивания учащихся
Домашнее задание:
Спасибо за внимание ребята! До свидания!