Конспект урока биологии для 6 класса "Прорастание семян"

Цель урока:

  • знать условия прорастания семян, влияние факторов среды на прорастание семян, практическое значение знаний об условиях прорастания семян;
  • уметь делать выводы по опытам прорастания семян;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: коллекции семян, использование таблиц "Строение семян однодольных и двудольных растений", "Строение стебля", компьютерной техники.

Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, период покоя, проросток, всхожесть семян, глубина заделки семян, холодостойкие и теплолюбивые растения.

Ход урока

Актуализация и мотивация знаний

Игра "живое-неживое"

Живое встаем, не живое сидим.
Повторим признаки живого: питание, дыхание, размножение, движение, обмен веществ, рост и развитие, раздражимость, выделение.
Растение, камень, дерево, парта, лист на растении, сухой лист, семя, клубень.

Проверка домашнего задания

Одним из свойств живого является дыхание, ну а процесс который отличает растения от животных это фотосинтез.
Предлагаю вам вспомнить об этих жизненно важных процессах, решив тест из пяти вопросов.

1. В каких клетках происходит фотосинтез?
а) в клетках мякоти столбчатой ткани;
б) во всех живых клетках;
в) в мертвых клетках.

2. Что происходит с органическими веществами при фотосинтезе?
а) образуются;
б) расходуются;
в) ничего не происходит.

3. Какой газ поглощается при фотосинтезе?
а) водород;
б) углекислый;
в) кислород.

4. Необходима ли световая энергия для протекания реакции фотосинтеза?
а) да;
б) нет.

5. Какой газ выделяется при фотосинтезе?
а) углекислый;
б) кислород;
в) водород.

6. Энергия в процессе фотосинтеза...
а) накапливается;
б) освобождается.

Правильные ответы: 1-a, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а.

Поменяйтесь листочками и оцените работы друг друга.

Вспомните, когда мы играли, какое слово у вас вызвало затруднение? (Семена)
А что такое семя? (ответы учащихся)

Семя – это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ

На какие классы делят растения в зависимости от строения семян? (Двудольные и однодольные)
Почему вы отнесли семена к живому? К неживому?

А сейчас внимание на экран. (просмотр видео)

Во мне есть все, я должен стать красивым,
Большим зеленым, как родитель мой.
Пока - покой. И я пока счастливый.
А мир вокруг хоть тесный, но живой. (Семя)

Вспомните и подпишите части семени.

Подпишите части семениПодпишите части семени

Какое строение имеет зародыш? (Зародышевый корешок, стебелек, почечка, семядоля)
Процесс пробуждения и роста зародыша называется прорастание.

В каких органах растения происходит накопление питательных веществ? (Питательные вещества накапливаются в видоизмененных корнях, стеблях, сердцевине древесины, плодах и семенах)
Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

Строение семянСтроение семян

Что такое эндосперм? (запас питательных веществ)
Какова основная функция семян? (распространение и размножение растений)
Что происходит с семенами, когда они падают в почву? (прорастают)

Тема нашего урока "Прорастание семян". (Запись темы в тетради)
Необходимо нам знать эту тему? (Учащиеся отвечают)
Какие вопросы мы должны раскрыть на этом уроке?

  1. Какие условия необходимы для прорастания семян?
  2. Отличатся ли условия прорастания семян для разных растений?
  3. В какие сроки сеют семена?
  4. 4На какую глубину сеют семена?

Самостоятельная работа по учебнику в группах

1 группа. Лаборатория изучения условий прорастания семян

  1. Изучите результаты опыта с семенами фасоли.
  2. Прочитайте статью "Условия, необходимые для прорастания семян" (стр. 108-109) Заполните в таблице результат опыта и напишите выводы.
  3. Подготовьте выступление перед одноклассниками, используя результаты опыта и материалы статьи.

Выступление 1-й группы

Разберем первый вопрос: "Какие условия необходимы для прорастания семян?"
Я за вас поставила опыты по прорастанию семян. И вот какие получились у меня результаты?

Было взято 4 стакана: 1-й стакан с сухими семенами поставили в теплое место, 2-й стакан в семена добавили немного воды и поставили в холодильник, 3-й стакан, семена заливаем водой, так чтобы их полностью закрыло и ставим в теплое место, 4-й стакан, в семена добавляем немного воды и оставляем в теплое место.

А вот, что получилось придется описать вам! Занося данные в таблицу.

Результаты опытов по прорастанию семянРезультаты опытов по прорастанию семян

Выводы:

  1. Семена не проросли, так как не было воды.
  2. Семена не проросли, так как не было тепла.
  3. Семена не проросли, так как не хватило воздуха.
  4. Семена проросли, так как в этом случаи были вода, тепло, воздух.

Следовательно, для прорастания семян необходимы: тепло (для ускорения процессов жизнедеятельности), вода (для растворения питательных веществ), воздух (для дыхания). (запись в тетради)

Что вы наблюдали при прорастании семян?
Какие этапы можно выделить?

Этапы прорастания семян

  1. Набухание.
  2. Появление зародышевого корешка.
  3. Появление зародышевого стебелька.
  4. Развитие надземной части.

Итак, на один из поставленных вопросов мы с вами ответили. Остались другие вопросы, на которые нам необходимо ответить.

2 группа. Лаборатория исследования процессов прорастания семян

Поисковая задача. "Пароход был разломан… нос отделился от кормы, и обе части покачивались на якорях… Трюмы были нагружены горохом, туда просочилась вода. – Ты гляди, какая сила в семенах - океанские пароходы рвет пополам".

  • Прочитайте в п. 20 стр. 108-111
  • Рассмотрите рисунок 85
  • Подготовьте рассказ для одноклассников и сделайте вывод о потребности в воде у семян разных растений.
  • Ответьте на вопросы: 1) почему не прорастают сухие семена? 2) если семя набухло, можно ли считать что оно обязательно прорастет?

Выступление второй группы

Вы рассмотрели рисунки в учебнике, какой вывод вы сделали?

Условия прорастания для семян различных растений разные. Например, для семян клевера необходимо очень много влаги – 145% от массы семян, меньше всего необходимо влаги просу – 38% от массы семян. Температура, необходимая для прорастания ржи - 10, дыни - 150.

Вопросы классу:

  • Семена моркови или огурцов вы посеете раньше? (Семена моркови высеваются раньше, так как они прорастают при более низких температурах)
  • Что желательно посеять раньше агроному – рожь или кукурузу? (Необходимо посеять раньше рожь, так как ей необходима более влажная почва)

3 группа. Агрономическая лаборатория № 1

Народная мудрость гласит: "Каждое семя знает свое время". Почему семена разных растений высеивают в разные сроки?

  1. Прочитайте статью " Посев семян" абзацы 1-4 на стр. 112.
  2. Рассмотрите рис. 86.
  3. Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в нашей местности?
  4. Подготовьте рассказ о сроках посева семян.

Выступление третьей группы
Семена холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох) высеваются ранней весной.
Семена теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурцы, тыква, дыня, томат) следует высевать, когда почва хорошо прогреется.

4 группа. Агрономическая лаборатория № 2

Проблемная ситуация
Представьте себе, что вы пытаетесь воткнуть тоненькую веточку в глубь земли. Как окажется - сделать это непросто. Тем более, если почва сухая и плотная. Тогда придется приложить усилия, а веточка может сломаться.

Вот и маленькому проростку, чтобы вынести побег на поверхность, трудно пробиться через плотный слой почвы. Как помочь проростку?

  1. Прочитайте статью " Посев семян" со слов " Можно посеять семена…"
  2. Подготовьте рассказ о связи размера семян, свойств почвы с глубиной заделки семян.
  3. Используя коллекцию семян, определите на какую глубину вы будете заделывать семена разных растений. Результаты занесите в таблицу.

Глубина посева семян в зависимости от их размеровГлубина посева семян в зависимости от их размеров

На песчаных почвах глубина посева будет больше, чем на глинистой, так как глинистая почва более плотная и тяжелая. Даже у самой поверхности мало воздуха, а влаги достаточно.

Задание к классу

Сделайте аппликацию "Глубина посева семян". Для этого наклейте семена разных растений, которые можно высевать на разную глубину. Глубину посева семян условно отобразите на своей работе.

Закрепление и проверка изученного материала

Задача

Сельский житель, соблюдая все перечисленные ранее условия, посеял весной семена одного из огородных растений, однако большинство из них не проросли. Как можно объяснить эту неудачу? (Здоровый зародыш и много питательных веществ. Глубина заделки семян, с учетом размера семян и свойств почвы)

Какие почвы в нашей местности? (Суглнистые почвы. Нам необходимо сеять семена мельче, так как почвы у нас глинистые)
Что произойдет с проростком, если его посадить очень глубоко? (Проростку не хватит питательных веществ, и он погибнет)

Почему для посева выбирают самые крупные семена? (Для посева выбирают самые крупные семена, так как в них содержится больше питательных веществ, проросток будет крепче)

Мы с вами изучили условия прорастания семян, сроки посева, на какую глубину необходимо высевать семена.

  • Какие условия необходимы для прорастания семян?
  • Отличатся ли условия прорастания семян для разных растений?
  • От чего зависит глубина посева семян?

Домашнее задание
§20 учебника, творческое задание.

Размер:
192.27 Kb
Скачали:
11