Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: Раскрыть процесс образования органических веществ в листьях на свету, процесс фотосинтеза.
Методы и методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация
изобразительных пособий – таблиц, опытов), практические (опыт).
Оборудование: Демонстрационный материал: таблица «Фотосинтез», комнатные растения, черный трафарет, горячий спирт, вода, скрепки, водяная баня, стаканы, чашки Петри, йод – слабый раствор, две банки (0,8 л), ветки растений, 2 свечи, проволока, крышки для банок, спички.
Литература: Ермакова Л.И. «Физиология растений». М., 2003 г.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. «Занимательная ботаника». М.: Аст-Пресс, 1998 г.
Этапы урока
I Проверка знаний по теме «Внутреннее строение листа» – письменный опрос 5 мин.
II Изучение нового материала 31 мин.
1. Образование органических веществ в листьях 8 мин.
2. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза 3 мин.
3. Поглощение углекислого газа в процессе фотосинтеза 6 мин.
4. Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания 8 мин.
5. Адаптации листьев к использованию света 6 мин.
III Обобщение и закрепление 7 мин.
IV Д/з 2 мин.
Ход урока
- На прошлом уроке мы изучили внутреннее строение листа, выяснили значение каждого слоя клеток листа. Повторим изученное письменной работой.
- Перед вами карточки с изображением внутреннего строения листа. Вам необходимо подписать все части рисунка и через тире записать основную функцию этой части.
- Как мы уже успели убедиться, каждая часть растения выполняет свои функции.
- Давайте вспомним основные функции листа.
«Воздушное питание, испарение, газообмен, накопление органических веществ, участие в размножении».
- Сегодня мы изучим механизм этих функций. Запишите тему урока: «Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез».
- Более 400 лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 кг земли и посадил ветку ивы. Растение в горшке только поливали дождевой водой, и никаких удобрений не добавляли в землю или на растение. Через 5 лет эксперимент закончился, и Ян Ван-Гельмонт взвесил растение и землю. Растение весило 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился лишь на 50 г. Откуда взялись эти кг в растении? Это оставалось загадкой для ученого.
- Но сегодня мы раскроем этот секрет. Для этого мы проделаем опыт по обнаружению органических веществ в листе. Заложил этот эксперимент ваш одноклассник …. .
- Расскажи, как ты закладывал опыт? (Я срезал с герани несколько листьев, поставил их в воду и поместил в темное место на двое суток. Приготовил трафареты для растений из плотной черной бумаги. После двух суток я достал листья и прикрепил к ним канцелярскими скрепками трафареты и поставил листья на свет)
- Теперь приступим к выполнению опыта. Убираем бумагу с листьев.
- Обратите внимание, есть ли какие-нибудь изменения в окраске листьев? (Нет)
- Кладем листья в кипящую воду.
Как вы думаете, для чего листья подвергаются действию высокой температуры? (Для того, чтобы сделать клетки листьев проницаемыми)
- Как вы думаете, после кипячения живыми или мертвыми будут клетки листьев? (Мертвыми)
- Какие изменения во внешнем виде произошли у листьев? (Листья стали мягкими, пластичными)
- Теперь листья кладем в горячий спирт.
Что происходит с окраской листьев? (Листья обесцвечиваются)
- А что происходит с окраской спирта? (Он становится зеленого цвета)
- Как вы думаете, почему? (Пигмент хлорофилл выходит из листа и окрашивает спирт в зеленый цвет)
- Эту процедуру мы проделываем для того, чтобы при обнаружении органических веществ, нам не мешал хлорофилл своей зеленой окраской. Теперь ополоснем лист водой и расправим его на чашке Петри. Для обнаружения органических веществ обольем лист слабым раствором йода.
- Что произошло с окраской листа? (Некоторые части остались неокрашенными, другие – окрасились в синий цвет)
- Обратите внимание, какие части не окрасились? (Там, где была черная бумага)
- Какое вещество в реакции с йодом дает синюю окраску? (Крахмал)
- Значит, какое вещество находится в этой части листа, которая окрасилась? (Крахмал)
- Почему же тогда не окрасилась часть листа, которая находилась под бумагой? (В этой части листа нет крахмала)
- Чем в ходе опыта были отличны эти части листьев? (Часть листа была закрыта черной бумагой».
- Значит, каким условием отличаются эти части? (Свет)
- Значит, какое условие необходимо для образования крахмала в листьях? (Свет)
- Сформулируйте вывод по опыту об образовании органических веществ в листьях. (Крахмал образуется в листьях только на свету)
- Что можно сказать о ветке ивы, которая стала весить 65 кг? (Растение накопило органические вещества в листьях)
- Итак, образование органических веществ в листьях – одна из функций листа. Теперь рассмотрим такую функцию листа как газообмен.
Как вам уже известно, растение выделяет в окружающую среду кислород и поглощает углекислый газ. Но еще 200 лет назад этого известно не было. Открыл это явление английский ученый Джонсон Пристли. Он обнаружил, что горящая свеча, поставленная под колпак, быстро гаснет. Мышонок, покрытый стеклянным колпаком, задыхается и умирает. Однако зеленое растение – мята – под стеклянным колпаком растет нормально. Под колпак, где находилась мята, Пристли выпустил мышонка. Мята не завядала, мышонок также не задыхался. Ученый сделал вывод, что зеленое растение – мята – «очищает» воздух, «загрязненный» дыханием мышонка, поэтому он не задыхался. Проверив состав воздуха под колпаком, Пристли установил, что мышонок выделяет в воздух углекислый газ, а мята – кислород. На основании этого Пристли сделал вывод, что растение, выделяемое кислород, «очищает» воздух, делает его пригодным для дыхания.
Как уже сказано, растение поглощает углекислый газ. Проверим это на опыте. Заложили этот опыт ваши одноклассники ……. .
- Расскажи, как ты закладывал опыт? (Мы взяли две банки из светлого стекла и поместили в них по 5 – 6 веток растений и налили воды. Затем мы опустили в них зажженные свечи и закрыли банки. Свечи погасли, значит в банке не осталось кислорода, а только углекислый газ. Свечи вынули и поставили закрытые банки – одну – на свет, другую – в темноту. Так они стояли сутки и таким образом, в обеих банках изначально остался лишь углекислый газ. Теперь проверим, образовался ли кислород. Зажигаем свечи и опускаем их в банки.
- В какой банке свеча продолжает гореть? (В той, которая стояла на свету)
- Почему свеча горела? (В этой банке был кислород)
- Откуда образовался кислород? (Растение выработало его)
- Почему свеча в другой банке не горела? (Там не было кислорода)
- Значит, какое условие необходимо для поглощения углекислого газа и выделения кислорода?
- Сформулируйте вывод по данному опыту (Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород только на свету)
- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез – процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа.
свет
Фотосинтез: СО2 + Н2О → сахар + О2
углекислый газ вода хлорофилл крахмал кислород зеленого растения
- Растение в процессе фотосинтеза поглощает углекислый газ и образует органические вещества и выделяет кислород.
- Растения ежегодно образуют более 100 миллиардов тонн органических веществ, выделяя в атмосферу около 145 миллиардов тонн кислорода, 80 % выделяют морские растения, 20 % - наземные. Поэтому Мировой океан иногда называют «легкими» планеты.
- А. Тимирязев назвал зеленый лист – великой фабрикой жизни и говорил о космической роли фотосинтеза. Благодаря этому процессу все живые существа могут жить. Без фотосинтеза немыслима наша жизнь! Но чем же процесс фотосинтеза отличается от дыхания?
Выясним это с помощью сравнительной таблицы.
Сравнительный анализ процессов дыхания и фотосинтезаучащимися
Дыхание |
Фотосинтез |
Поглощается кислород |
Поглощается углекислый газ |
Выделяется углекислый газ |
Выделяется кислород |
Происходит на свету и в темноте |
Происходит на свету |
Происходит во всех живых клетках |
Происходит во всех зеленых клетках |
Органические вещества расходуются |
Органические вещества создаются из неорганических |
- Итак, как видно из таблицы, дыхание и фотосинтез – 2 отличных процесса по поглощаемому, выделяемому продукту, по локализации (месте) прохождения процесса и условиям.
- Так как фотосинтез идет во всех зеленых листьях, листья приобрели некоторые приспособления к улавливанию и использованию большего количества света.
- Как вы думаете, какие это приспособления?
Приспособления листьев к использованию света:
1. Плоская поверхность листовой пластинки.
2. Мозаичное расположение листьев на стебле.
3. Наличие черешка, который поворачивает лист.
4. Прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.
- Итак, какой процесс называется фотосинтезом? (Фотосинтез – процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа)
- Какие условия необходимы для фотосинтеза? (Углекислый газ, свет, хлорофилл зеленого растения, вода)
- Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза? (Органические вещества (крахмал) и кислород)
- Теперь решим задачу.
Корневая масса дерева 5 кг. 1 кг корневой массы потребляет в сутки 1 кг кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?
1 кг корневой массы – 1 кг кислорода
5 кг корневой массы - х кг кислорода
х = 5 кг – все дерево потребляет за сутки
5 кг * 30 = 150 кг – за месяц
5 кг * 365 = 1825 кг – за год».
Запишите домашнее задание: § 18, выучить записи в тетради, решить задачу:
В сутки человек потребляет 430 г кислорода. 1 га леса вырабатывает за 1 час столько кислорода, сколько нужно для дыхания 200 человек. Какую массу кислорода выделяет 1 га леса за 1 час? (3580 г)
Подведение итогов, комментирование оценок.