Цель урока: в простой, доступной форме дать учащимся представление о жизнедеятельности клетки, убедить их в том, что клетки живые и в них из внешней среды поступают вещества, необходимые для жизни.
Задачи урока:
Оборудование: таблица с изображением строения клетки, лабораторное оборудование, учебный фильм "Растительная клетка".
Урок целесообразно начать проверкой знаний учащихся о строении растительной клетки и увеличительного прибора. Учитель раздает карточки с заданием по вариантам.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Завершив проверку знаний, учитель собирает карточки и переходит к объяснению новой темы. Учащиеся смотрят учебный фильм "Растительная клетка" (9 мин.) При просмотре фильма следует обратить внимание на значение межклетников, на проникновение веществ из клетки в клетку, на движение цитоплазмы клетки.
Затем учитель с учащимися обсуждает этот фильм и учитель подводит их к вопросам, все ли органоиды клетки видны под микроскопом, от чего зависит цвет органов растений, где находятся все органоиды растительной клетки и почему движутся пластиды, комментируя все ответы детей. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока.
Тема урока: "Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку"
Учитель предлагает учащимся вспомнить свойства живых организмов; питание, дыхание, рост, размножение, затем проводит беседу о свойствах клетки как живой мельчайшей функциональной единицы растительного организма. Здесь же следует выяснить, для чего поливают растения, почему завядшие растения после полива принимают нормальный вид. Учитель сообщает о движении цитоплазмы, благодаря чему осуществляется перенос питательных веществ в клетке.
На таблице "Строение растительной клетки" учитель показывает, как движется цитоплазма, увлекая за собой пластиды, рассказывает об оболочке клетки, о наличии в ней пор, за счет чего происходит проникновение веществ из клетки в клетку.
Целлофановый мешочек наполняют крахмальным клейстером. Края мешочка привязывают ниткой к стеклянной трубочке. Получается очень наглядная модель некоторых частей клетки: целлофановый мешочек уподобляется оболочке клетки, а крахмальный клейстер – цитоплазме.
Чтобы наблюдать с помощью такой модели проникновение веществ в клетку, следует опустить мешочек с клейстером в стакан с раствором йода. Очень скоро крахмальный клейстер в мешочке начинает окрашиваться в синий цвет под действием йода, проникающего через стенки мешочка.
Крахмальный клейстер из мешочка не выделяется, поэтому раствор йода в стакане остается без изменения. Демонстрируя описанный опыт, учитель объясняет, что стенки целлофанового мешочка, так же как и оболочка клетки, обладают способностью пропускать одни вещества и задерживать другие. Так, например, оболочка и цитоплазма клетки пропускает из почвы внутрь клетки воду и растворенные в ней вещества, а из клетки назад эти вещества не проходят, так как живая цитоплазма притягивает и удерживает растворы минеральных веществ, поступающих из почвы.
После демонстрации опыта делается вывод: растворы питательных веществ проникают в клетки растений через их оболочки. Продолжая рассказ, учитель обращает особое внимание учащихся на значение движения цитоплазмы в клетке. Он говорит, что цитоплазма внутри клетки находится в постоянном движении. Это движение способствует перемещению питательных веществ и воздуха не только внутри одной клетки, но и из клетки в клетку по нитям цитоплазмы и через поры оболочек клеток. Движение цитоплазмы играет важную роль в заживлении ран.
В заключение учитель подводит учащихся к следующему обобщению: все растения состоят из клеток. Клетки живые, так как содержат живую цитоплазму, движение которой можно наблюдать с помощью микроскопа.