Урок биологии в 6 классе на тему: "Внутреннее строение листа"

Цель урока – изучить клеточное строение листа.

Задачи:

  • изучить особенности клеточного строения листа;
  • определить понятия "устьица", "замыкающие клетки", "столбчатая ткань", "губчатая ткань", закрепить понятие "проводящий пучок";
  • формировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.

Оборудование: инструкционные карточки, презентация "Клеточное строение листа".

Учебник: В. В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: Дрофа, 2013. – 207 с.)

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация, рисунки учебника, микропрепараты, гербарии растений), практические (работа с микроскопом и лабораторной тетрадью: оформление рисунков и вывода).

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада новой встрече с вами. Пожелаем друг другу успеха на уроке!

Мотивационный этап

- Нам нужно определить тему сегодняшнего урока:
Он с весны висел на ветке, был зеленый - пожелтел,

Только дунул слабый ветер, он уже и полетел.
- Какова тема нашего урока? (Лист. Внутреннее строение листа)
Давайте вместе сформулируем задачи урока. Что бы вы хотели узнать? (ответы детей)

Актуализации знаний

А что мы уже знаем о листьях?

Задание 1. Давайте вместе ответим на несколько вопросов. Если считаете ответ товарища неверным, или неполным - поднимаете красную карточку, исправляете, дополняете, согласны – зеленую.

- Что такое лист? (боковая часть побега, вегетативный орган растения…)
- Какие функции выполняет лист? Назвать главные. (Фотосинтез, испарение воды, газообмен)

- Какие листья называют черешковыми, а какие сидячими? (Листья с черешком – черешковые, без черешка – сидячие, они крепятся к стеблю основанием листовой пластинки) Приведите примеры растений местных видов. (Сирень, яблоня – черешковые, овсяница, кукуруза, пырей – сидячие)

- Чем простые листья отличаются от сложных? (У простых листьев 1 листовая пластинка, у сложных – несколько листовых пластинок, соединенных с общим черешком) Приведите примеры растений местных видов. (Простые – одуванчик обыкновенный, бодяк полевой, манжетка обыкновенная, сложные - рябина, акация желтая, шиповник коричный, донник лекарственный)

- Что такое жилкование листа и какие типы жилкования вам известны? (Проводящие пучки листа называют жилками. Жилкование может быть параллельное, дуговое, сетчатое)
- Какое жилкование характерно для однодольных, приведите пример растений нашей местности? (Параллельное и дуговое, например, тимофеевка степная, пырей ползучий; ирис русский - параллельное, чемерица обыкновенная – дуговое)

- Какое жилкование характерно для двудольных? (Сетчатое, например тополь, береза, яблоня)

Задание 2 "Убрать лишнее"
- Ребята, разделитесь на 2 группы (по вариантам), подойдите к столам/в качестве двиг. разминки. Ваша задача найти, кто здесь лишний и почему? Ребята в группах определяют "чужака"

На 2-х столах представлены простые и сложные листья и отдельные гербарные растения, все они произрастают в нашем регионе:
1 стол: пшеница, рожь, береза, яблоня, малина; 2 стол: вяз, овес, земляника, ячмень, абрикос
- Нужно установить признак, по которому объект является лишним. (Листья малины и земляники лишние, т.к. они сложные, все остальные – простые) Дети проходят на свои места.

Изучение нового материала

Проблемный вопрос классу
- Итак, вы молодцы, ребята! Теперь можем переходить к новой теме "Внутреннее строение листа", но прежде скажите, а зачем нам это нужно знать? Ответ аргументируйте. (Предполагаемые ответы детей: Чтобы знать о жизнедеятельности растения, как оно функционирует… Т.к. от продуктивности листьев зависит урожай, например…)

- Предположите, как устроен лист, какие части, структуры в листе должны быть? (кожица, мякоть, жилки)
- Итак, мы сегодня должны изучить строение кожицы листа, мякоти листа, жилок/на доску учитель вывешивает таблички: Кожица, мякоть листа, жилки.
- С помощью чего мы будем изучать? (С помощью микроскопа)

Для начала прочитаем статьи учебника и достраиваем схемы на доске:

1 ряд: Строение кожицы на с. 37.
2 ряд: Строение мякоти листа на с. 38.
3 ряд: Строение жилок листа на с. 38.

Клеточное строение листаКлеточное строение листа

После прочтения материала отвечающие выбирают, крепят магнитом необходимые листы с понятиями:

Строение кожицы: прозрачные клетки, устьица. (Замыкающие клетки+устьичная щель)

- К какому типу ткани относится кожица? Функция, особенности? (Покровная, функция защиты, клетки плотно примыкают друг к другу, функция транспирации и газообмена – есть особые образования – устьица, которые словно стражи у ворот открывают и закрывают устьичную щель)

Строение мякоти листа: столбчатая ткань, губчатая ткань.

- К какому типу ткани относят мякоть листа? Функция? (Основная ткань, функция фотосинтез)
- Клетки столбчатой и губчатой ткани отличаются между собой? Чем? (У столбчатой ткани клетки удлиненные, плотно прилегают друг к другу, клетки губчатой более округлые, либо неправильной формы, лежат рыхло, межклетники заполнены воздухом)

Строение жилок листа: сосуды, ситовидные трубки, волокна.
- Что представляют собой жилки листа? Функция? (Жилки это проводящие пучки листа. Функция проведения веществ - сосуды и ситовидные трубки, функция опоры для основной ткани листа – механические волокна)

Физминутка

Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон, зашумел листвою клен. (Наклоны туловища вправо и влево)

Закрепление материала

Приступаем к работе с микроскопами. Соблюдаем технику безопасности. Будьте внимательны и аккуратны при работе с микроскопом, расстояние от края стола 10-15 см. Настроим свет зеркалом. Сначала максимально опускаем тубус к предметному столику с микропрепаратом, затем глядя в окуляр, медленно поднимаем тубус с помощью винтов.

- Ребята, кому нужна помощь - обращайтесь к Виолетте и Виктории, это наши кружковцы, юные экологи, они сегодня наши консультанты. Девочки приготовили микропрепарат кожицы листа гипеаструма. С помощью цифрового микроскопа мы все можем посмотреть, как устроена кожица.

Сравните увиденное вами со слайдом.
- Теперь в тетрадях для лабораторных работ оформите работу: сделайте подписи к рисунку, напишите вывод.

Подведение итогов урока. Рефлексия

На слайде:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Теперь я умею…
  • Мне было интересно…
  • Сегодня я задумался…
  • Я могу похвалить одноклассников за…

Выставление оценок за работу на уроке.
Ребята вы все сегодня большие молодцы!...

Д/з параграф 7.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!