Разработка интегрированного внеклассного мероприятия по математике, физике и информатике "Игры разума"

Цели игры:

  • развитие логического мышления;
  • развитие профессиональных качеств личности: внимательность, сообразительность;
  • формирование мотивированного отношения к физике, математике и информатике.

Участники: 4 команды по 3 человека, болельщики.

Оформление: занимательные газеты по предметам, плакаты, эмблемы, проектор, ноутбуки.

План игры:

  1. Вступительное слово.
  2. Разминка.
  3. Смекалка.
  4. Конкурс капитанов.
  5. Учебный конкурс.
  6. Конкурс "Ребусы".
  7. Подведение итогов.

Ход игры

Вступительное слово

Этой игрой мы заканчиваем декаду естественно-математических наук. Многие из вас результативно потрудились за этот небольшой срок, доказали всем, и, прежде всего самим себе, что вам по плечу любые высоты. Главное – это стремление понять, узнать новое.

Поэтому девизом нашей игры могут стать слова Парацельса (врача и естествоиспытателя):

"Кто ничего не знает – тот ничего не любит.
Кто ничего не умеет – то ничего не понимает.
Кто ничего не понимает – тот ничего не стоит.
Тот же, кто понимает, тот и любит, и наблюдает, и видит!"

Представление жюри и участников игры.

Конкурс "Разминка"

"Чтобы все в конкурсе прошло без заминки,
Его мы начинаем… ну, конечно, с разминки"

Каждой команде задается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 10б.

Вопросы команде № 1:

  1. Утверждение, принимаемое без доказательства. (аксиома)
  2. Можно ли при умножении чисел получить нуль? (да)
  3. Фигура, образованная 4 треугольниками. (тетраэдр)
  4. Одна третья часть от числа 60. (20)
  5. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости. (планиметрия)
  6. Единица измерения силы. (Ньютон)
  7. Сила, с которой все тела притягиваются друг к другу. (сила всемирного тяготения)
  8. Процесс, протекающий при постоянном давлении, называется ... (изобарным)
  9. В чем измеряется работа? (Джоуль)
  10. Явление, за счет которого происходит засолка огурцов. (диффузия)

Конкурс "Смекалка"

"Итак, мы конкурс открываем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все смекать!"

Каждая команда получает карточку с заданиями. Для выполнения заданий отводится 10 минут. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 5 баллов.
Вопросы команде № 1:

  1. У продавца в киоске конверты сложены в пачки по 100 штук. Как ему быстрее отсчитать 75 конвертов? (1 балл)
  2. Сколько треугольников в фигуре, изображенной ниже? (2 балла)
  3. Во сколько раз путь по лестнице на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж? (2 балла)

Сколько треугольников изображено?Сколько треугольников изображено?

Ответы:

  1. отсчитать 25 штук;
  2. 8 треугольников;
  3. в 3 раза.

Конкурс капитанов

"Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!"

Приглашаются капитаны команд. Каждый капитан получает задание. Время выполнения задания – 5-7 минут. За правильно выполненное задание капитан получает 3 балла.

Задание для капитана команды № 1:

В пустые клетки впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 3.

Впишите числа в пустые клетки

"Пока капитаны решают
Командам анаграмму решить
И лишнее слово исключить!"

Каждая команда получает задание, в котором зашифрованы математические понятия, термины или названия геометрических фигур. Командам надо расшифровать эти понятия и лишнее слово исключить. Максимальное количество баллов – 2 балла.

Задание для команды № 1

МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ

Ответы Капитанов:

Отеты на конкурс капитанов

Ответы команды № 1:

прямая, луч, отрезок, периметр. (лишнее слово ПЕРИМЕТР)
Во время проведения конкурса капитанов для болельщиков предлагается фрагмент фильма "Поцелуй по расчету" (о касании кругов и сфер) – познавательные сведения. (Электронное пособие: "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 11 класс. Урок, анимация)

Жюри подводит промежуточный итог трех конкурсов.

Учебный конкурс

Учебный конкурс проводится с использованием ноутбуков, командам случайным образом предлагаются вопросы (20 вопросов - по математике, физике и информатике). Правильность ответов оценивается программой.

За каждый правильный ответ – 1 балл (см. приложение 1 – папка "Игры разума уч. тест".). Для выполнения заданий отводится 15 минут. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 20 баллов.

Инструктаж по выполнению контрольного теста:

  • На рабочем столе открываем папку "Игры разума уч. тест".
  • Запускаем оболочку QTest.
  • Для регистрации вводим название команды.
  • Нажимаем кнопку "Вход".
  • В следующем окне выбираем "Пройти тест".
  • С клавиатуры вводим номер правильного ответа (цифрой). Если вы не уверены в правильности ответа, то в окне нажмите клавишу "нет", подумайте еще и вновь введите номер ответа. Если вы уверены в правильности ответа, то после ввода цифры ответа нажмите клавишу "Enter".
  • После ответа на 20 вопросов появится количество правильных ответов на зеленом экране, вы должны пригласить преподавателя, чтобы он записал результат.

Во время проведения учебного конкурса болельщикам предлагается фрагмент фильма "Золотое сечение" (см. приложение 2).

Конкурс "ребусы"

Каждой команде предлагается по 6 ребусов по информатике.
За каждый отгаданный ребус – 1 балл. Для выполнения заданий отводится 10 минут. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 6 баллов.

Ребусы для команды № 1

Ребус (байт)

 

Ребус (джойстик)Ребус (джойстик)

 

Ребус (Графопостроитель)Ребус (Графопостроитель)

 

Ребус (Модем)Ребус (Модем)

 

Ребус (Интернет)Ребус (Интернет)

 

Ребус (Вирус)Ребус (Вирус)

 

Во время проведения конкурса болельщикам предлагается викторина с занимательными вопросами-шутками. Болельщики получают карточки, за определенное количество которых затем будет добавлен балл команде.

"Сейчас для болельщиков конкурс у нас
Они пусть покажут смекалку и класс!
Команды свои пусть поддержат баллом,
Ведь им от команд отставать не пристало!"

Вопросы болельщикам:

  1. Сколько дней в 1996? (366)
  2. На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)
  3. Сговорились две ноги делать дуги и круги. Что это? (циркуль)
  4. Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое)
  5. Задумано число, если от него отнять 4, то останется столько же. Какое число задумано? (8)
  6. Трое одним плугом пашут. Что это? (пальцы пишут)
  7. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это? (всадник на коне)
  8. Что за 7 братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)
  9. Горели 6 свечей, 1/3 из них погасли, сколько свечей осталось? (6 свечей)
  10. Мой приятель шел, пятак нашел, двое пойдем сколько найдем? (ничего не найдем)
  11. Назвать пять дней подряд, не пользуясь указателем чисел месяца, не называя дней недели? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  12. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  13. Когда частное равняется делимому? (когда делитель 1)
  14. Две женщины шли в город и встретили по дороге еще 5 женщин. Сколько всего женщин шло в город? (две)
  15. 3 в квадрате - 9, 5 в квадрате -25, 7 в квадрате - 49, а угол в квадрате? (90)
  16. Назвать число, если половина - треть его? (1,5)
  17. Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 5 и 6, чтобы получилось число, большее 5, но меньше 6? (5,6)
  18. В корзине 5 яблок, разделить их между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (четырем девочкам по яблоку, а пятой девочке – оставшееся яблоко вместе с корзиной)
  19. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3; 20; 80 000; 12; 1000? ("Три мушкетера", "20 лет спустя" А.Дюма, "80 тысяч лье под водой" Ж. Верн, "12 стульев" Ильф и Петров, "1000 и одна ночь")
  20. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11 чурбачков)
  21. На прямоугольном торте лежит круглая шоколадка. Как разделить торт на две части, чтобы и шоколадка разделилась ровно пополам?
  22. Яйцо всмятку варится 3мин. Сколько минут потребуется, чтобы сварить всмятку пять яиц? (3 мин.)
  23. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яблока, причем каждому из них досталось по целому яблоку. Как это могло случиться? (дед, отец, сын)
  24. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят 3 кошки и на хвосте каждой кошки по кошке. Сколько всего кошек? (четыре)
  25. Портной имеет 16 м сукна, от которого каждый день отрезает по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (7 дней)
  26. 5 чуланов – одна дверь. (перчатка)
  27. 1 говорит, 2 глядят, 2 слушают. (язык, глаза, уши)
  28. У двух матерей по 5 сыновей, все на одно имя. (пальцы рук)
  29. Как в решете воды принести? (когда замерзнет)
  30. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от него отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно? (4 мин.)
  31. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
  32. Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания? (8; 69; 88…)
  33. Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? У 5 с половиной палок? (8; 10; 12)
  34. Сапожник решил починить 2 пары ботинок, на каждый каблук он набъет набойку, каждую набойку он прибъет гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей)
  35. Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)

Во время подведения жюри окончательных итогов конкурса проводится игра "Сюрприз" с болельщиками. На обдумывание каждого вопроса – 20 секунд. За каждый верный ответ выдается карточка со знаком "+" и в конце игры будет подводиться итог и награждение отличившихся.

"Сюрприз"

  1. Какое лишнее слово в перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда? (площадь)
  2. Перед вами игральная карта: бубновый король. На карте – изображение ромба. Почему на карте бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое? (Слово "ромб" - от греческого "ромбос", означающее бубен. Мы привыкли, что бубен имеет форму круга, но раньше бубны имели форму ромба или квадрата)
  3. Двенадцатый месяц называется "декабрь", от греческого "дека" - десять. Отсюда слово "декада" - 10 дней и т.п. Выходит месяц декабрь носит название "десятый". Чем объяснить это несоответствие? (Раньше новый год начинался с марта, а не с января)
  4. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (нисколько)
  5. Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
  6. Басня И.А. Крылова "Волк и ягненок". "У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим." Какое число встречается в этих строках и как оно переводится? (Тьма – очень много, сотня сотен – десять тысяч)
  7. В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называли "игрой столетия". Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды. Что это за игра и какова фамилия ее создателя? (Кубик Рубика)

Подведение итогов

"Вот закончилась игра, результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился, и в конкурсе отличился".

Жюри подводит итоги всей игры и объявляет результаты, называет победителей. Также ведущие объявляют результаты болельщиков. Идет награждение победителей (команд и болельщиков).

Мероприятие по математике, физике и информатике "Игры разума" публикуется в сокращении. Полную версию вы можете скачать по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!