Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что творить добро – духовная радость.
Задачи:
Предварительная работа: дети подбирают пословицы и поговорки о доброте, один ученик готовит притчу о подлинной благодарности, ученица готовит стихотворение Л.М. Николаенко "Доброта".
Оборудование: учебник "Основы православной культуры", проектор, карточки для работы в малых группах, лепесточки из цветной бумаги, цветные карандаши и ручки.
Учитель: Послушайте стихотворение. Подумайте, о чем оно. Доскажите последнее слово в этом стихотворении и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Ученик:
Это слово серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец … (доброта)
(Л. М. Николаенко)
Учитель: Да, действительно, это доброта и тема нашего урока звучит так: Зачем творить добро?
- Какие задачи нам надо решить на этом уроке? (стр. 68 учебника, раздел "Вы узнаете": как подражают Христу, чему радуются святые, найти ответ на вопрос: зачем творить добро?)
- О добре мы говорим часто. Говорили об этом и когда познакомились с "Золотым правилом этики". Кто помнит эти важные слова? (Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, т.е. не быть эгоистами)
Эгоист – себялюбец, свои интересы ставит выше других
Учитель: Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Первая причина – это благодарность за подвиг Христа.
- Вспомните, какой подвиг совершил Христос? (Он позволил себя распять, чтобы пройти весь путь человека)
Рассказ учителя об Апостоле Петре
Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом.
С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, "Ты есть Христос, сын Бога живого". После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных.
Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте. Последнее – по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.
Учитель: Почему апостол Петр решил покинуть Рим? (В Риме опасно было оставаться)
- С кем встретился апостол Петр, когда он выходил из Рима? (С Христом)
- Почему Христос шел туда, где было опасно? (Чтобы умереть там еще раз. Христос говорил, что Он пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы послужить)
- Почему апостол Петр решил вернуться в Рим? (Чтобы уберечь своих воспитанников от трусости и предательства, поддержать их и словом, и примером)
- Как же подражают Христу? (Меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности, делать добро другим)
- Вот мы с вами и узнали, как подражают Христу: меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности, делать добро другим.
- Такое поведение человека (его состояние) называется самоотверженность
- Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет это слово так же: жертвовать своими интересами, ради других. (Слайд 1)
- Можно ли поступок Петра назвать самоотверженным? (Да, он вернулся в город, где казнили христиан, значит, могли казнить и его, но он в это время больше думал о других, чем о себе)
- В разделе "Это интересно", на стр. 69 вы узнаете, как закончилась жизнь апостола Петра. Но это будет ваше домашнее задание.
Учитель рассказывает притчу "Ангел по имени Мама"
За день до своего рождения ребенок спросил у бога: "Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать!"
Бог ответил: "Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он все тебе объяснит!
- Но как я пойму его. Ведь я не знаю его языка?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как зовут моего ангела?
- Ты будешь его называть – Мама.
Учитель: Можно ли поведение ваших мам назвать самоотверженным? (Да, ведь они постоянно жертвуют своими интересами ради своих детей)
- Пока у человека есть этот ангел по имени Мама, он чувствует себя уверенно, спокойно, уютно.
- Берегите своих родителей. Не обижайте их своими поступками и словами. Ведь самой большой грех на земле - это не почитание родителей
Физминутка
Учитель: У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И эта еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.
- Может быть, у человека было несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь.
- Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предостерегают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом - древняя церковная притча.
Притча о дикаре
Учитель: Что означает мешок с драгоценностями в этой притче? (Заповеди)
- А кто такой дикарь? (Человек, который отказывался исполнять заповеди, ведь он бросил мешок с драгоценностями)
- Для чего христиане творят добро? (Чтобы получить радость для своего сердца)
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела - делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(Н. Меркулова)
Учитель: Послушайте притчу о подлинной благодарности. (Перед чтением объяснить лексическое значение слова подлинный, т.е. настоящий)
Читает ученик:
Один селянин гнал на мельницу осла, нагруженного зерном. Тяжелый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.
Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.
– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий.
– Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...
Анализ притчи
Учитель: Почему селянин не посмел просить о помощи проезжавшего мимо господина? (Господин был богато одет. Селянин решил, что он не согласится ему помочь)
- Как поступил господин? (Он помог селянину, не дожидаясь просьбы)
- Какое, по-вашему, было настроение у господина, когда он помог селянину? (Он, возможно, испачкал свой дорогой костюм, но ему все равно было радостно от того, что он совершил добро)
- Можно назвать поступок богатого господина бескорыстным? (Да, потому что ему от этого селянина ничего не надо было)
- Так, в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (Нужно помогать не только тем, кто когда-то вам помог, а всем тем, кто нуждается в вашей помощи, не требуя за это благодарности в ответ)
- Какой вывод вы сделали для себя? (Надо делать добро просто так, бескорыстно)
- Человек, делающий добро, испытывает чувство радости.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель: Ребята, вы к этому уроку подготовили пословицы и поговорки о доброте. Давайте послушаем их. (Дети называют пословицы и поговорки о доброте, которые подготовили дома и объясняют их смысл)
- Не только простые люди, но даже самые великие мыслители, ученые, писатели, философы разных стран говорили о необходимости делать добрые дела. Некоторые высказывания мы сейчас с вами озвучим, но их вам сначала надо собрать)
Проверка
Начало высказывания |
Конец высказывания |
Автор |
Доброта – это язык, |
который могут слышать глухие и видеть слепые |
Марк Твен - англ. писатель |
Лишь добро одно бессмертно, |
зло подолгу не живёт |
Шота Руставели - грузинский поэт |
Доброта – вот качество, |
которое я желаю приобрести больше всех. |
Лев Николаевич Толстой - русский писатель |
Притча в стихах "Оплачено стаканом молока"
Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит … молока!
И тот стакан – дал силы снова жить!
Поверил он – есть в мире доброта!
Минуло много лет … он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!
Квитанцию к оплате принесли,
- Всю жизнь платить! – подумала тогда.
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она! Оплачен счет!
Он рядом написал: "Оплачено стаканом молока!"
(А. Фадеев)
Учитель: Какое из высказываний, которое вы здесь видите, больше всего характеризует эту ситуацию? (Эту ситуацию характеризует высказывание "Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет")
Составление цветка из лепестков с добрыми делами
Учитель: А вот сейчас слово вам. Пусть каждый из вас напишет слово о доброте. Вы можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку, бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего ему стало приятно, а у вас на душе светлее.
- Перед вами лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно. (Дети пишут под мелодию песни "Доброта" муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой)
- Зачитывать ваши добрые дела мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что как гласит пословица " Кто добр поистине. Добро творит в молчании".
- А теперь из разноцветных лепестков мы сложим цветок. (Дети прикрепляют лепестки к сердцевине "добро" и на доске появляется большой красивый цветок)
Учитель: Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из вас.
Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Выдающийся восточный математик, астроном и поэт Омар Хайям сказал: Не бойтесь дарить согревающих слови добрые делать дела!
- Сколько в огонь вы положите дров – столько вернется тепла.
- Как понимаете выражение: сколько в огонь вы положите дров? (Сколько добрых дел мы сделаем)
- Столько вернется тепла? (Столько радости и получим)
- Спешить делать добрые дела!