Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"

Цель: уточнить и расширить знания о добре и зле.

Задачи:

  • формировать представления о добре и зле.
  • коррекция мыслительной деятельности, речи и памяти учащихся.
  • воспитывать потребность к совершению добрых поступков и порицанию злых.
  • способствовать доброжелательному и комфортному климату в коллективе.

Оборудование: учебник, карточки с пословицами, лепестки, презентация.

Ход урока

Приветствие учеников

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.

- Как вы думаете о каком нравственном качестве мы сегодня будем говорить? (добро)
- Какой антоним мы можем подобрать к слову добро? (зло)

Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим с вами о главных моральных понятиях в жизни человека - добре и зле. Что такое добро? (ответы детей)
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: "Добро (доброта) - это все положительное, хорошее, полезное"
Из словаря Владимира Ивановича Даля: "В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина"

Из словаря Дмитрия Николаевича Ушакова: "То, что хорошо, полезно, приятно"

Противоположность добра - зло. Что же такое зло? (ответы)
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: "Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру"
Из словаря Владимира Ивановича Даля: "Зло - худое, лихое, худо, лихо"
Из словаря Дмитрия Николаевича Ушакова: "Дурное, греховное, вредное"

Работа с учебником. Чтение параграфа "О добрых и злых ангелах"

Вопросы:

  1. Как христианами определяется добро?
  2. Что такое зло?
  3. Какой ангел превратился в темного злого духа?
  4. Кто выступил против дьявола?
  5. Может ли человек отличить добро от зла?
  6. Когда Христиане почитают своего Ангела-Хранителя?

В стихотворениях русских поэтов отражено понимание христианами роли Ангела Хранителя в жизни человека. Прочитайте стихотворение "Колыбельная" И. Астров
Почему поэт называет Ангела Хранителя добрым? Почему - Божиим?

Физминутка

Подвижная игра "День-ночь"

Чтение стихотворения "Разговор" В. Лившиц

Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он…

И мать ему с обидой
Промолвила: "Сынок,
Когда – нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?" -

А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
- Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..

Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар-
Прославленный писатель
И храбрый комиссар,-

То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать) :

"В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять – не смог…"

Беседа

- Согласны ли вы со словами автора? Как должен был поступить сын?
- Стремление совершать добрые поступки живет в каждом из нас. Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела. Каждый человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм, хитрость, обман, равнодушие к страданию, чужой беде, боли. К сожалению, зло очень распространено и оно многолико, а нередко и коварно.

- Назовите несколько поступков, которые можно было назвать добрыми или злыми. Вспомните сказки, когда добро побеждает зло.
- А теперь нарисуйте рисунок доброго и злого человека, 1 вариант рисует доброго человека, а 2 вариант злого. (рисунки вывешиваются на доску)

Рисунки детей "Добро и зло"Рисунки детей "Добро и зло"

- Теперь давайте посмотрим на доску и скажем отличаются ли внешне добрый человек от злого? (ответы детей)

6. Дидактическая игра "Продолжи пословицу"

Прочитай два столбика пословиц. В левом столбике начало пословицы, а в правом столбике продолжение ее. Прочитай готовую пословицу и объясни ее смысл.

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Плохо тому, кто добра не творит никому.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Мир строит, а война разрушает.
  • Доброе слово доходит до сердца.
  • Делаешь добро – делай до конца.
  • Делать добро спеши.
  • Добрые дела красят человека.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Свет не без добрых людей.
  • Сделав добро – не хвались.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.

- Подумайте в чем смысл этих пословиц? (ответы детей)
- Пословицы учат нас делать добрые дела и быть добрыми. Делая добро человек радостен и счастлив.

Домашнее задание

Сделать доброе дело.

Итог урока

- Что нового для себя вы узнали?
- Что для вас сегодня было ценным?

Рефлексия

- Часто ли вы совершаете добрые поступки?
- Нравится ли вам совершать добрые поступки?
- На доске висит два основания цветка, цветок добра и цветок зла, а у вас на партах лепестки, напишите на них свое имя и прикрепите к тому основанию к какому вам хочется относится.

- Хотелось бы закончить урок такими словами:

Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)

- На этом наше занятие закончилось, и я хочу пожелать вам совершать только добрые поступки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ОРКСЭ, 4 класс