Цель: уточнить и расширить знания о добре и зле.
Задачи:
Оборудование: учебник, карточки с пословицами, лепестки, презентация.
Приветствие учеников
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Как вы думаете о каком нравственном качестве мы сегодня будем говорить? (добро)
- Какой антоним мы можем подобрать к слову добро? (зло)
Изучение нового материала
- Сегодня мы поговорим с вами о главных моральных понятиях в жизни человека - добре и зле. Что такое добро? (ответы детей)
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: "Добро (доброта) - это все положительное, хорошее, полезное"
Из словаря Владимира Ивановича Даля: "В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина"
Из словаря Дмитрия Николаевича Ушакова: "То, что хорошо, полезно, приятно"
Противоположность добра - зло. Что же такое зло? (ответы)
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: "Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру"
Из словаря Владимира Ивановича Даля: "Зло - худое, лихое, худо, лихо"
Из словаря Дмитрия Николаевича Ушакова: "Дурное, греховное, вредное"
Работа с учебником. Чтение параграфа "О добрых и злых ангелах"
Вопросы:
В стихотворениях русских поэтов отражено понимание христианами роли Ангела Хранителя в жизни человека. Прочитайте стихотворение "Колыбельная" И. Астров
Почему поэт называет Ангела Хранителя добрым? Почему - Божиим?
Физминутка
Подвижная игра "День-ночь"
Чтение стихотворения "Разговор" В. Лившиц
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что, лежа на диване,
Читает книжку он…
И мать ему с обидой
Промолвила: "Сынок,
Когда – нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?" -
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
- Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!..
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар-
Прославленный писатель
И храбрый комиссар,-
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать) :
"В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять – не смог…"
Беседа
- Согласны ли вы со словами автора? Как должен был поступить сын?
- Стремление совершать добрые поступки живет в каждом из нас. Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела. Каждый человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм, хитрость, обман, равнодушие к страданию, чужой беде, боли. К сожалению, зло очень распространено и оно многолико, а нередко и коварно.
- Назовите несколько поступков, которые можно было назвать добрыми или злыми. Вспомните сказки, когда добро побеждает зло.
- А теперь нарисуйте рисунок доброго и злого человека, 1 вариант рисует доброго человека, а 2 вариант злого. (рисунки вывешиваются на доску)
- Теперь давайте посмотрим на доску и скажем отличаются ли внешне добрый человек от злого? (ответы детей)
6. Дидактическая игра "Продолжи пословицу"
Прочитай два столбика пословиц. В левом столбике начало пословицы, а в правом столбике продолжение ее. Прочитай готовую пословицу и объясни ее смысл.
- Подумайте в чем смысл этих пословиц? (ответы детей)
- Пословицы учат нас делать добрые дела и быть добрыми. Делая добро человек радостен и счастлив.
Домашнее задание
Сделать доброе дело.
Итог урока
- Что нового для себя вы узнали?
- Что для вас сегодня было ценным?
Рефлексия
- Часто ли вы совершаете добрые поступки?
- Нравится ли вам совершать добрые поступки?
- На доске висит два основания цветка, цветок добра и цветок зла, а у вас на партах лепестки, напишите на них свое имя и прикрепите к тому основанию к какому вам хочется относится.
- Хотелось бы закончить урок такими словами:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)
- На этом наше занятие закончилось, и я хочу пожелать вам совершать только добрые поступки.