Цели занятия:
Оборудование: таблица с названием темы; карточки с пословицами; "копилка добрых слов"; чашечные весы; модель Мирного домика; проигрыватель; аудиозапись песен В. Шаинского "Улыбка", "Когда мои друзья со мной", "Чему учат в школе", "цветик-семицветик"; карточки с "добром" и "злом".
1. Вступительное слово учителя
- Ребята, у нас сегодня на классном часе состоится очень важный разговор. У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: "Во внутреннем мире человека доброта – это солнце".
- А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут слова А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
2. Знакомство с понятием "доброта"
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
- Доброта… Что означает это слово?
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: "Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
3. Анализ конкретных жизненных ситуаций
- А как вы думаете, легко ли быть добрым? Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда вас, вашего близкого друга или родственника кто-то обидел?
- Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент?
- Как вы считаете, справедливо с вами поступили?
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо.
- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись также? В Евангелии от Матфея сказано: "…во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
4. Оздоровительная минутка "Сотвори солнце в себе"
- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше.
- Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло. Свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой)
5. Игра "Старинные весы"
Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? (Учитель показывает чашечные весы)
- На одну чашу весов мы будем класть "зло" (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Причем должны быть не только добрые слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица "Не одежда красит человека, а его добрые дела". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали, и по капельке положим их на чашу весов с "добром".
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою "капельку". Вскоре чаша весов "добра" перевешивает чашу "зла")
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
6. "Заселение" Мирного домика
- Деревья мы уже с вами сажали и ухаживали за ними, дом построить пока не можем, поэтому давайте поселимся в готовом домике. (На доске рисунок дома с пустыми окошками. Дети по очереди подходят и записывают в них свои имена)
- Этот домик называется Мирным, скажите, какие правила должны соблюдать его жильцы, чтобы сохранить это название?
- В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит все здание. Какой фундамент держит наше здание? (На фундаменте дети замечают слово "дружба")
7. Чтение стихотворений учащимися
- Скажите, трудно ли быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу?
- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить пожилому человеку или женщине с ребенком место в автобусе, первому поздороваться, быть вежливыми с родителями и друзьями.
1. Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны.
Добрые слова – это цветы человеческой души.
И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы
всем окружающим.
2. Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
4. Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
5. Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!
8. Конкурс пословиц
- Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Давайте вспомним некоторые из них.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты – ищи доброты.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Худо тому, кто добра не делает никому.
9. "Копилка добрых слов"
- Ребята, случалось ли с вами, что, нечаянно обидев кого-то, вы промолчали от стыда, ушли не извинившись?
- Но ведь вы дважды обидели человека! Второй раз, когда не извинились за совершенный поступок. Какими словами вы могли бы загладить вину перед тем, кого обидели?
- Ребята, давайте пополним классную "копилку добрых слов" и будем их всегда употреблять. (Дети на листочках пишут добрые слова, читают их вслух и опускают в "копилку". В это время звучит грамзапись песни Шаинского "Чему учат в школе")
10. Игра "Цветик – семицветик"
- Я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому. (И. Кучин)
- Сейчас мы проверим, знаете ли вы, в каких ситуациях употребляют вежливые слова. На лепестках цветика-семицветика написаны слова, которые вы должны прочитать и привести пример их употребления.
11. Подведение итога занятия
- В жизни вас ждет много славных дел. Но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: отзывчивыми, смелыми, вежливыми.
- Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Больше в жизни улыбайтесь и дарите улыбку людям. (Звучит песня В. Шаинского "Улыбка")