Классный час на тему: Что такое дружба?

Цель: расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
- познакомить учащихся с правилами дружбы;
- познакомить с понятием толерантность;
- воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Ход занятия

Оргмомент

- Что такое дружба, каждый знает?
- Может быть, и спрашивать смешно?
- Ну а все же, что обозначает это слово?
- Значит что оно?

- Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (о дружбе). Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов:
- Что означает слово дружба?
- Какой он настоящий друг?
- Что значит дружить?
- Какое прекрасное слово дружба. Произнесите его. Что вы представляете себе?
- Как вы понимаете слово дружба?

- В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Когда люди дружат, они хотят быть вместе, доверяют друг другу, интересуются делами друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Пословицы поговорки

- О дружбе размышляли во все времена. Дружить можно со всеми, можно с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Как вы ее понимаете? (мама с детьми и в горе и в радости, всегда поймет, придет на помощь)?
А какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Игра "Продолжи (собери) пословицу"

  1. Не имей сто рублей, а ... (имей сто друзей).
  2. Друга ищи, а нашел ...(береги).
  3. Дерево живет корнями, а человек ...(друзьями).
  4. Дружба не гриб, в лесу ...(не найдешь).
  5. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  6. Друзья познаются в беде.
  7. Один за всех и все за одного

- Какая пословица вам понравилась? Как вы ее понимаете?

Сказки (кроссворд)

- О дружбе написано немало произведений. Давайте вспомним друзей, с которыми вы встречались на страницах книг.

Вопросы

5. Как звали кота, который предлагал мышам дружить?
3. Кто давал объявление о поисках друга?
1. Как звали мальчика, у которого лучшие друзья кот, пес и птичка?
6. Имя попугая, который дружил с мальчиком по имени Вовка

7. Как звали девочку, которая дружила с обезьянкой Анфиской?
1. Какая девочка помогла мальчику Вите стать здоровым, используя для этого необычный цветок
4. В Африке жили – были друзья: мартышка, слоненок, попугай. А кто был четвертым?
2. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение поступок девочки? ( Герда)
8. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (Пудель Артемон)

- Какие книги о дружбе и друзьях вы еще знаете?

Ситуации

- Вашему вниманию я предлагаю стихотворение. Попробуйте ответить на вопрос: найдет ли девочка друзей?
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!".

Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.

Все пятерки до одной
У Светловой Кати.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы!"

Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление: "Срочно требуется друг!"

- Сможет ли эта девочка найти себе друга, как вы думаете?

- Послушайте еще одно небольшое произведение.

Однажды Саша принес в школу электронную игру. К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давайте играть!"
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
И любая беда не беда
Если рядом настоящие друзья

Ромашка

- А есть ли у вас друзья? Какие они – ваши друзья?
- А какими качествами должны обладать настоящие друзья? (добрый, внимательный, отзывчивый, веселый, верный, благородный, честный, вежливый, честный, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, жадный, терпеливый, доверчивый, веселый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый).

- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;

- ничего не пожалеет для тебя;
- которому можно рассказать все свои секреты
- У вас на столах лепестки ромашки – напишите на нем самое важное качество, каким должен обладать настоящий друг.
- Настоящий друг – он должен быть …
- Вы должны помнить, чтобы стать настоящим другом – нужно стремиться обладать этими качествами.

Правила дружбы (работа в группах)
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Что же у нас получилось?

  1. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
  2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  3. Радуйтесь вместе с друзьями.
  4. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  5. Берегите своих друзей, ведь друга потерять легко.
  6. Если ты за что – то обиделся на своего друга постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись
  7. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: "Нет друга - ищи, а нашел - береги". Не обижай друзей.

- Сейчас я разрешу вам сделать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь – это кукла Катя. Сейчас мы начнем ее обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, обзываетесь, когда злитесь на кого-то. Ведь обижая даже словом – мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Кате что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги. (ученики передают куклу)

- Посмотрите на Катю. Изменилась ли она? Такая ли она была в начале занятия? Что изменилось? Почему?
- Я думаю, мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть, сказать что-то приятное)
- Давайте попробуем сказать что-то хорошее, а сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы ей оставили.
- Посмотрите на Катю. Ей уже лучше, но стала ли она такой как была? Почему?
- Боль остается в душе еще долго, и ни какие извинения не помогут ее разгладить. Словом тоже можно обидеть очень сильно. Старайтесь не обижать тех, кто находиться рядом с вами.

Толерантность

- Как вы считаете, что такое толерантность?
толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Итог

- О чем мы говорили сегодня?
- Какие выводы вы сделали для себя? Что особенно запомнилось?
- Продолжите предложения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!