Цель: способствовать формированию представлений детей о добре и зле.
Задачи:
- Сегодня у нас с вами необычное занятие, на котором мы постараемся ответить на вопросы: "Что такое добро? Что такое зло?".
- Наш эпиграф-призыв: спешите делать добро!
- Как можно сформулировать цель нашего мероприятия?
- Что такое добро?
- Это все хорошее, доброе. Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добро – это все дела человека на благо других, это все то хорошее, что делает человек.
- Добрый человек – это тот, кто:
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Добро – это любовь, дружба, забота, мир, отзывчивость, сострадание, верность, внимание, понимание, доверие, сердечность, нежность, сочувствие, милосердие
- Что такое зло? Где встречались со злом?
Зло – это все плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье
- Как Вы думаете какие слова называют волшебными словами? (Вежливые)
- Первый шаг к доброте - это добрые слова.
- Зло (качества) – это безжалостность, жестокость, равнодушие, ненависть, бессердечность, непонимание, предательство, зависть, грубость, ложь (обман).
Работа над рассказом В Осеевой "Просто старушка"
- А теперь послушайте рассказ В. Осеевой "Просто старушка" и попытайтесь ответить на вопрос: чему учит нас случай, произошедший в этом рассказе?
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Беседа по содержанию рассказа
- Почему мальчик помог старушке?
- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
- Чему учит вас этот случай?
- Как нужно относиться к людям?
Работа с притчей о добре
- Знаете ли вы, что такое притча?
- Это небольшой рассказ, внутри которого тайна, это источник мудрости.
- Послушайте внимательно притчу и представьте себе то, о чем в ней говорится.
- Почему цветок пожалел мальчика?
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
- А почему мальчик не пожалел цветок?
- Вы так поступали?
- Как нужно относиться к растениям?
Обсуждение ролика "Не бросайте животных!"
- Кто такие братья наши меньшие?
- А вы знаете, что мы в ответе за тех, кого приручили.
- Как вы это понимаете?
- Вашему вниманию предлагаю ролик "Не бросайте животных!"
- Почему люди бросают животных?
- А вы сможете так поступить?
- Как нужно относиться к животным?
Игра "Собери добрые дела и поступки в корзину добрых дел"
- В своей жизни вы делаете добрые дела, совершаете добрые поступки. Я вам предлагаю написать на листке один свой добрый поступок и положить его в нашу корзину.
- Как много добрых дел о поступков в нашей корзине"! Какие добрые в нашем классе дети!
Работа с пословицами
- А теперь следующее задание: нужно закончить пословицы о добре. Работа в парах.
- Вы совещаетесь в парах и выполняете задание.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Работа над каждой пословицей)
Работа с песней "Если добрый ты"
- Кто всегда говорил: "Давайте жить дружно!" (Кот Леопольд)
- К кому он обращался?
- Почему мыши вредили коту Леопольду?
- Сейчас мы с вами споем песню кота Леопольда, пользуясь караоке.
- "Не одежда красит человека, а его добрые дела".
- Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
- Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу, добрые мысли, добрые поступки.
- Чего на земле больше: добра или зла? Они всегда борются между собой.
- Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть "зло". (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с "добром".
- Что у нас победило: добро или зло?
- В нашем классе победило добро, ваши добрые дела смогли перевесить зло.
- Один мудрец заметил: "Человек прожил жизнь не зря, если он в своей жизни делал добрые дела".
- Что вы узнали нового?
- Пригодится это вам в жизни?
- Что значит для вас быть добрым в отношении к людям, растениям и животным?
- Какие добрые дела мы сегодня с вами учились делать?
- Наше занятие подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой.
- Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!