Коррекционно-развивающее занятие для 3 класса (специальный коррекционный) VII вид "Развитие памяти"

Цель занятия: развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти учащихся.

Задачи:

  • развивать различные виды памяти, познавательные психические процессы: внимание, мышление, восприятие, воображение;
  • расширять знания об окружающем мире;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Ход занятия

Объявление темы и цели урока

- Что такое память?
- В течение всей своей жизни человек познает окружающий мир. Все, что человек видит, слышит, он запоминает.
- Сохранить полученную информацию нам помогает память. Ее можно сравнить с кладовой.

- Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания об окружающем мире и при необходимости может воспользоваться ими
- Может ли человек руководить своей памятью? Не только может, но и должен. Память можно и нужно развивать.
- Как вы думаете, для чего? (ответы учащихся)

- Память нужно развивать для того, чтобы хорошо учиться, ведь чем лучше развита память, тем больше информации можно запомнить.
- Сегодня на уроке мы будем, как всегда, развивать наше мышление, речь, внимание, а вместе с тем и нашу память.

Мозговая гимнастика

"Качания головой"

Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

- Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

"Ленивые восьмерки"

Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

- Нарисуйте в воздухе горизонтальные "восьмерки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

"Шапка для размышлений"

Упражение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Наденьте шапку, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Разминка

- Ребята, ответьте на вопрос "Сколько?"

- Козлят пытался съесть злой волк из популярной сказки?
- Раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
- Дней в неделе?

- Тех, которые одного не ждут?
- Сантиметров в метре?
- Гномов у Белоснежки?

- Братьев у Нуф-Нуфа?
- Месяцев во времени года?
- Часов пробило, когда Золушка из принцессы снова превратилась в бедную девушку?

- Назовите общее определение для следующих слов:

  • Огурец, морковь, капуста, перец.
  • Январь, март, июнь, сентябрь.
  • Красный, голубой, зеленый, черный.
  • Понедельник, четверг, среда, суббота.
  • Болонка, овчарка, дог.
  • Чуковский, Барто, Михалков.

- Исключите лишнее.

  • Приставка, корень, окончание, предлог, суффикс.
  • Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
  • Запятая, точка, двоеточие, тире, предлог.
  • Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитаемое.
  • Дуб, дерево, ольха, тополь, береза.
  • Секунда, час, год, вечер, неделя.
  • Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.

Работа по теме занятия

Тренировка слуховой памяти

- Послушайте пары слов. Постарайтесь запомнить их парами.

  • Небо - луна, корабль - море.
  • Туча - дождь, цветок - ваза.
  • Собака - хвост, ведро - вода.
  • Заяц - морковь, лягушка - цапля.
  • Ковер - комната, рыба - трава.

- А теперь по первым словам в паре вспомните второе.

Лягушка - ..., заяц - ..., корабль - ..., рыба - ..., туча - ..., ковер - ..., собака - ..., цветок - ..., небо - ..., ведро - ... .

Тренировка зрительной памяти

- Прочитайте один раз текст, постарайтесь запомнить

Мама попросила сына сходить в магазин и купить: в бакалее – рис, макароны, спички, гречку; в мясном отделе – курицу, индейку, котлеты, сосиски; в овощном – картошку, капусту, огурцы. (текст закрывается)

- Ответьте на вопросы: cколько всего продуктов должен купить сын?
- Название, каких продуктов, начинается на букву К?
- Нужно ли мальчику купить колбасу?

- Сорт, какого продукта носит название белокочанная?
- Какие слова состоят из одного слога?
- Назовите еще раз, что должен был купить мальчик из овощей.

- Что из несъедобного должен был купить мальчик в бакалее? (Открывается запись и проверяется количество продуктов)
- Скажите, как называется место, где: продают хлеб?
- Пекут хлеб?

- Выращивают курей, индюшек?
- Делают сосиски, колбасу?
- Выращивают огурцы, капусту?

Тренировка зрительной памяти, объема и точности запоминания

- Мальчик Петя очень любил ездить к бабушке в деревню. У бабушки в доме и во дворе много животных, за которыми Петя помогает ухаживать.
- Какие это животные? Узнайте сами, вставив пропущенные слоги в их названия. Запомните их.

Ко..ва, ут.., со..ка, …я, …ка, …ца, ло..., ...тух, ...ран.

- Теперь ответьте на вопросы. Сколько всего животных получилось?
- Какие это животные?
- Вы получили названия уже взрослых домашних животных. Подумайте, кого из них в детстве называли.

Цыпленком? (петух, курица)
Поросенком? (боров, свинья)
Щенком? (пес, собака)
Котенком? (кот, кошка)

Теленком? (бык, корова)
Жеребенком? (конь, лошадь)
Ягненком? (баран, овца)

- Какие из этих животных имеют крылья?
- Какое из этих животных дает молоко?
- Какое из этих животных может перевозить людей?

- Какое из этих животных ловит мышей?
- Какие из перечисленных животных являются парой? Добавьте недостающее слово.

Пес, овца, бык, конь, баран, курица, корова, петух, лошадь.

- Прочитайте глаголы, ответьте, какие животные могут это делать?

Кудахтать, кукарекать, мычать, мурлыкать, мяукать, выть, лаять.

- А теперь давайте вспомним, как звали мальчика, который любит ездить к бабушке в деревню?
- Какие животные живут у бабушки?
- Чем отличаются домашние животные от диких животных?

Итог занятия. Рефлексия

- Какое задание понравилось больше всего?
- Какие приемы запоминания вам пригодились?
- Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?

- Оцените свою работу на уроке. Нарисуй в нижнем углу тетради флажок.

  • красный – получилось все отлично;
  • желтый – получилось все хорошо;
  • зеленый – только часть заданий выполнена так, как хотелось;
  • синий – не получилось так, как хотелось.
Размер:
22.44 Kb
Скачали:
5