Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением

В течение четырех лет обучения в начальной школе ребенку нужно запомнить около 400 слов. Естественно, что не каждый может удержать в памяти правописание такого количества слов.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению слов и способствует их лучшему запоминанию.

Чтобы работа была для детей интересна и давала нужный результат, я стараюсь использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.
С первого класса начинаю проводить систематическую работу над усвоением детьми трудных слов. С этой целью я использую следующие виды работ.

1. Задания для работы со словарем

а) выписать слова на тему "Школа" (учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал, ученица, дежурный); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
б) выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто;
в) выписать слова с ь в середине слова. (пальто, коньки, учительница)

2. Ответы на вопросы

- Кто верный друг человека? (Собака)
- Чем рубят дрова? (Топором)
- Кто живет в лесу? (Заяц, лисица)
- Каких домашних животных вы знаете? (Корова, собака)
- Огородное растение, растущее кочаном? (Капуста)

3. Составление маленьких рассказов на темы:

"Учебные вещи", "Наш класс", "Наши друзья".

4. Загадки на темы:

"Учебные вещи", "Одежда", "Растения", "Посуда", "Животные".

5. Дописывание предложений

Столица нашей страны - ... (Москва)
В лесу живут… и … (Заяц, медведь)

6. Занимательные игры
а) "Первый слог потерялся".
...радь (Тетрадь)
...бака (Собака)

б) "Собери слоги"
бе, за, ре (Береза)
де, ный, жур (Дежурный)

в) "Из каких слов выпали гласные"
м..ш..н.. (Машина)
з..в..д (Завод)

г) "Дождик". Из данных букв составить слова по теме "Животные и птицы".

Из данных букв составь слова

(Собака, корова, сорока, ворона)
д) "Кто как голос подает?"
с..бака стрекочет
в...робей лает
к...рова чирикает
с..рока поет
п...тух мычит

е) "Догадайся!"
В пустые клетки дети вставляют пропущенные буквы, чтобы получить слова, обозначающие предметы.

Вставь пропущенные буквыВставь пропущенные буквы

- Питательный напиток. Инструмент. Предлог. (Ответы: молоко, молоток, около)
- Стеклянный сосуд без ручки для питья (Стакан)
- Сладкое вещество (Сахар)
- Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом пройдет, там заметку кладет (Карандаш)

з) "Добавь букву".
пена – пенал, сорок – сорока, ворон – ворона, года – ягода, лица – улица

и) "Цепочка слов".
Например: береза, алфавит, топор, рисунок, лопата, апрель, лягушка и т.д.

к) "Под каждой буквой столбик слов".
К С П
капуста сапоги платок
картина снегирь платок
карандаш сахар посуда

7. Подбор слов с общим признаком
- Капуста, морковь, … (картофель) – овощи.
- Город, село, … (деревня) - населенные пункты.
- Заяц, лисица, … (медведь) - дикие животные.

8. Творческие задания

а) составить предложения с данными словами: ребята, товарищ, декабрь, родина;
б) составить предложения с данными словосочетаниями: дружные ребята, честный ученик, березовый сок, осиновая роща;
в) составить рассказ по опорным словам: мальчики, коньки, ребята.

9. Работа со слайдами

Подбери пропущенные буквы.

-оро-

-о-о-

-е-е-

Например:
- хорошо, город, сорока, мороз, ворона;
- топор, потом, дорога, соловей;
- север, ветер, мебель, весело.

СлайдыСлайды

10. Работа с текстом

а) Прочитайте. Вставьте буквы.
Вот ов…щи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
К…ртошка? К…пуста? М…рковка? Г…рох? П…трушка иль свекла?

б) Записать слова, которые употребляются только в одной форме.
(Метро, пальто, шоссе, радио)

в) Вставьте буквы. Назовите басни.
- В…роне где-то Бог послал кусочек сыру. ("Ворона и Лисица")
- Беда, коль п…роги начнет печи сапожник, а с…поги тачать пирожник. ("Щука и Кот")

11. Шуточные вопросы

- В каких словах живет рак? (завтРАК, РАКета)
- В каких словах спрятались ноты? (ДОрога, РЕбята, поМИдор, оРЕх, огуРЕц, оСИна,адРЕс, земЛЯника)
- Какие слова любит ворона? (КАРтина, КАРандаш, КАРтофель)

- В каких словах растет ель? (учитЕЛЬ, понедЕЛЬник, картофЕЛЬ)
- Назови слова, в которых спрятались числа? (Родина - 1, сорока - 40, однажды - 1)
- Где спрятались еж и уж? (дЕЖурный, УЖин)
- Какие слова любит лягушка? (КВАртира, МосКВА)

12. Слова – существительные

Нарицательные и собственные имена существительные.
Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

дев…чка …
гор…д …
д…ревня …
к…рова …
с…бака …
м…шина …
уч…ница …
ф…милия …

13. Крылатые выражения

Что означает это выражение? Как вы их понимаете?
М…дведь на ухо наступил. Ждать у моря п…годы. …зык без костей.

14. Синонимы – антонимы

а) Подобрать синонимы к следующим словам:
- м…роз - холод, стужа;
- с…лдат - боец, воин.

б) Выбери одно из близких по смыслу слов. (Слова: работа, дело, труд)
Настоящее счастье для народа в ….
Я помог товарищу в этом трудном…
Хорошо тому, кто любит свою….

15. Слова - близнецы

а) М...дведь в лесу не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

б) Однажды кот подкрался к попугаю:
"С..йчас тебя я, братец, попугаю".

в) Посадила мама в печь, пироги с к…пустой печь.

г) Я коня водою пою,
Песню солнышку пою:
"Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило".

16. Загадки - шарады

а) Мой первый слог крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда. (Картина)

б) Прибавьте 40 к единице длины,
И вмиг она преобразится
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь, под землей помчится. (Метро)

Наблюдения показывают, что в классах, где работа над словами с непроверяемыми безударными гласными проводится систематически, при изучении любой темы, учащиеся лучше усваивают написание этих слов, чем в классах, где слова с такими написаниями изучаются вне связи с основным грамматико-орфографическим материалом, т. е. в словарном порядке.

Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы дети любили уроки русского языка и ждали их с нетерпением, так как каждый урок - это открытие для них нового, это знакомство с сокровищницей родного языка.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!