Конспект урока "Развитие речи" 3 класс на тему "Дикие животные: медведь и ёж"

Цель урока - уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем и ежом.

Задачи:

  • формировать представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем и ежом;
  • отработать умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных;
  • коррекция зрительной и слуховой памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания;
  • воспитание любви и бережного отношению к животным.

Оборудование: фотографии, иллюстрации с изображением диких животных, на доске кроссворд "Домашние животные", компьютер, презентации о медведе и еже.

Ход урока

Организационный этап

Долгожданный дан звонок,
начинается урок.

Актуализация знаний

Учитель: О ком мы говорили на прошлом уроке? (Дети отвечают)
- Предлагаю вам разгадать кроссворд, который называется "Домашние животные".

КроссвордКроссворд

1. Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

2. Среди двора стоит копна.
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

3. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. (Лошадь)

4. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыки дерёт, а лапти не плетёт. (Коза)
5. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на которой картинки и фотографии диких животных, послушайте загадки и попробуйте отгадать, к каким животным они относятся.

Под берёзой иль под ёлкой
Бродит кто-то весь в иголках.
Берегитесь ночью, мыши!
Он всё видит, он всё слышит. (Ёжик)

Учитель: Правильно, это ёжик.

Рассказ учителя о еже

Этот небольшой симпатичный зверёк живёт на землях России и любим нами с древних времён. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Глаза у него чёрные, как бусинки, кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный!

Лапы – короткие с маленькими коготками. На спине он носит колючки, они спасают его от врагов. Для обустройства гнёзд он выбирает укромные места: кучи сухих листьев, под стволами упавших деревьев. Свою спальню ёжик выстилает травой и листьями.

На поиски питания ежи отправляются в сумерках или по ночам. Питаются они насекомыми и личинками, слизнями, дождевыми червями, лягушками, ящерицами. Любят лакомиться ягодами и фруктами.

Ежи впадают в спячку с наступлением холодов. Заканчивается спячка обычно в апреле. Весной в ежиной норе появляются малыши, они родятся с закрытыми глазами и ушами, без иголок. Они появляются через 1 – 1,5 часа – белые и мягкие. В течении жизни иголочки темнеют, становятся твёрдыми и колючими. (Демонстрация презентации о еже, продолжение рассказа)

Учитель: Настя расскажет стихотворение про ёжика.

Целый день Ежи – Ежовичи,
Собирают фрукты – овощи,
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат;

Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Знают, если есть еда,
Не страшны и холода.

Максим: Ёжик – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка

И как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей,
Испугался, запыхтел.
Я же поиграть хотел…

Учитель: Отгадайте следующую загадку.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной… (Медведь)

- Молодцы, ребята! И следующий рассказ о медведе.

Медведь – громадный, одетый в тёплую бурую шубу, неповоротливый на вид, но ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым.

Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, медведь быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея – мохнатая, короткая, глазки – маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато слух и обоняние у него прекрасные.

Хорошо живётся медведю щедрой летней порой. В сосняке мишка собирает грибы, на болотных кочках – чернику, бруснику и голубику, малину. Ловит он молодых птенцов, мелких зверушек, разоряет птичьи гнёзда, муравейники. Но самое его любимое лакомство – сладкий пчелиный мёд. Найдёт он в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мёд.

- Настя прочитает стихотворение про мишку.

А ну-ка, медведь,
Скорей нам ответь,
Тебя, почему называют медведь?

Я мёдом заведую,
Где спрятан он ведую,
Ответил медведь,
Здорово ведь?

Медведь ещё и заядлый рыболов. Часами ждёт он, когда подплывёт к берегу большая рыба. Как заметит её мишка, лапой ловко и метко бьёт её, вытаскивает из воды и лакомится. К осени медведь усиленно ищет корм и ест, чтобы накопит жирку на долгую зиму. Найдёт калиновый куст с сочными ягодами, лакомится опятами, облепившими старые пни. Любит медведь и рябину, спелые орехи и жёлуди.

Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Чаще на берегу лесных рек и ручьёв, под оврагами или под корнями вывернутой буреломом старой сосны. Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых ёлочек. Поздней осенью медведь укладывается в свою мягкую постель. Так и спит до весны, посасывая лапу.

- Матвей читает стихотворение.

Спит медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснётся рано он,
Будет очень, очень зол.

Ведь зимой привык он спать,
Лапу тёплую сосать,
Лишь когда придёт весна,
Мишке будет не до сна.

Демонстрация презентации про медведя с рассказом.

Обобщение и закрепление изученного на уроке

Учитель: О каких животных мы с вами говорили, смотрели, читали стихи и отгадывали загадки? (о медведе и еже)
- Как можно назвать, одним словом?
- Что значит дикие животные? (Эти животные обитают в лесу, сами о себе заботятся)

- А сейчас поиграем. (игра на внимание)
- Я буду читать текст, а вы когда услышите верное предложение о еже, хлопните в ладоши.

"Он живет в лесу. Питается он медом, вареньем. Иголки у него на спинке. Он любит грибы, молоко. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног".

Упражнение "Закончи предложение"

  • Зимой белый, а летом…
  • У зайца хвост короткий, а уши…
  • У зайца и белки задние лапы длинные, а передние…
  • Заяц пушистый, а ёж…
  • Ёж спит днём, а охотится…
  • Белка зимой серая, а летом…
  • У лисы шерсть мягкая, а у волка…
  • Ёж маленький, а медведь…
  • У белки хвост длинный, а у зайца…
  • Белка живёт в дупле, а ёж…

Подведение итогов урока

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Закончи фразу: на уроке я узнал…

Размер:
23.36 Kb
Скачали:
18