Программа внеурочной деятельности: "Азбука нравственности".
Цель занятия: организация деятельности обучающихся по формированию знаний о создание условий для осознания и осмысления учениками понятия "счастье", как общечеловеческой ценности к самому себе.
Задачи:
Оборудование и оформление: демонстрационный материал на доску (таблички: цель и задачи), раздаточный материал (на парты), компьютер, проектор.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица и улыбки на них, думаю, что это занятие принесет вам радость и удовольствие от общения друг с другом.
- Также на уроке нас будет сопровождать девиз, который будет с нами на протяжении всего занятия:
"Никогда не унывать!
Все пройти и все узнать!"
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (ответы учащихся)
- А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, посмотрите начало одного мультфильма.
Отправился ослик к мудрой овечке, но она не знала ответа. Тогда ослик пошел к козочке, а она в ответ предложила ослику молока. Ведь молоко — это и есть самое настоящее счастье! Но ослик подумал, что это тоже не то.
Отправился он дальше. Старый ворон подсказал, что счастье находится в лесу. И вот ослик, овечка и козочка пошли в самую чащу леса, чтобы найти счастье. Но дело в том, что счастье у каждого свое.
- Да, сегодня мы будем говорить о счастье. Какую цель мы поставим перед собой на занятии? Посмотрите пункты плана перемешались, кто поможет их составить?
- А что же такое счастье? Над этим вопросом размышляют многие. Сегодня я и вам предлагаю постараться ответить на него.
- Работать вы будете индивидуально. Вам необходимо дополнить предложение на карточках, которые лежат у вас на столах (Счастье – это …)
- У вас есть 1 минута. Когда будете готовы, поднимите руки.
- В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова:
"Счастье" - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения
- Сейчас я предлагаю прикрепить ваши ответы к нашему счастливому листу. Давайте посмотрим, что же такое для вас счастье, используя документ-камеру. (Учитель просит зачитать воспитанников свои высказывания)
- Да, для каждого из нас счастье совсем разное. Для кого-то это здоровье близких, для кого-то собственный успех, а некоторые и вовсе видят счастье в богатстве.
- Но всегда ли счастье — это знаменитость и деньги?
- Постарайтесь назвать самого богатейшего человека на планете, а последнего лауреата кинопремии "Оскар" за лучшую роль. Получилось?
- Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит. Потому что аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей вскоре забывают.
- А теперь попробуйте вспомнить и назвать человека, который помог в трудную минуту, который вызвал у вас особые чувства.
- А теперь получилось?
- Это легче, правда же? Люди, которые что-то значат в нашей жизни, не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов.
- Это те, кто заботится о нас, дорожит кто несмотря ни на что остается рядом.
- Сделайте вывод, всегда ли богатство счастье? А что?
Задание LearningApps
- А теперь я предлагаю вам поработать в группах, разделить счастливые и печальные моменты.
- Как понять, что человек счастлив? Какой из этих двух людей счастлив? Чем он отличается от других?
- Да, счастливый человек заметно отличается от окружающих – он улыбается, он "светится", у него все, за что он берется, получается.
- Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы. А как мы можем помочь второму?
- Да, сделать его счастливым, совершая добрые поступки или просто улыбнувшись. Мне бы очень хотелось, чтобы и вы были счастливы и улыбнулись.
- Поработаем в парах. Какие правила работы в парах вы знаете?
- Возьмите карточки и составьте синквейн в парах по эталону.
Счастье.
Близкое, верное.
Было, есть и будет.
Оно не где-то, оно во мне.
Жизнь.
Учитель прикрепляет на доску изображение плывущего по морю корабля.
- Перед вами корабль. Это корабль нашего класса. И он должен плыть в счастливую жизнь. Но не может двигаться, т.к. нет ни паруса, ни воды.
- И чтобы наш корабль успешно держал путь к счастью, надо лишь озвучить свой ответ и поместить недостающий кусочек на своем месте.
- Даю вам две минуты подумать и записать на карточках свои ответы. (Тихо звучит фонограмма "Рейсы и паруса" Ф. Генде)
- Молодцы, мои хорошие, вы достойно справились с этим заданием. И если вы будете придерживаться своих мыслей, то все у вас получится.
- Ну,а наш корабль стремительно несется по волнам, с попутным ветром, держа курс в счастливую Жизнь...
- Наше занятие подходит к концу. Давайте еще раз проговорим девиз занятия:
"Никогда не унывать!
Все пройти и все узнать!".
- С чем мы сегодня познакомились? (с понятием "счастье")
- Какую цель мы ставили перед собой? (дети отвечают на вопросы учителя)
- Давайте вернемся к плану: все ли пункты мы выполнили?
- А сейчас давайте вы сами оцените, как же вы работали сегодня на занятии. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)