План-конспект открытого урока "Жить – Родине служить"

Цели урока:

  • дать понятие подвига в повседневной жизни, готовить к изучению газетного жанра – заметки, написание заметки.
  • сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников.

Задачи:

  • обучать работе по плану, развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
  • устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование: методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики: "Дорогою Добра", 4 класс, Т.В.Горчакова, Л.Н.Бударина. "Твердыня", 2015 год

Ход занятия

Организационный этап

Хоровая речевая разминка

Что для жизни нужно? Солнце.
Что для дружбы нужно? Сердце.
Что для сердца нужно? Счастье.
Что для счастья нужно? Мир.

Основная часть

Вступительная беседа

(Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского "С чего начинается Родина?")
- Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие, но очень важное для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О Родине)
- А что такое Родина? (Высказывания детей)

- Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

- Как вы думаете, почему возникла пословица "Жить – Родине служить!"? (Ответы детей)
- Потому что человек не может жить без Родины.

- Что значит – служить? Быть воином, защищать, служить в армии. Служить можно и без оружия. Служить – значит посвятить свою жизнь благополучию Родины.
- Многое может родная земля! Может накормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

- А каких героев разных времен и народов знаете вы?
- Я хочу показать вам портреты героев, которые в разное время защищали нашу Родину от врага, совершая великие подвиги. (Показываю награды)
- Героями были не только взрослые, но и дети.

Чтение рассказа "Не успел спросить"

- Какие чувства возникли у вас после чтения рассказа? (грусть, печаль, тоска)

- Можно ли поступок мальчика назвать подвигом? Почему?

Работа со словом подвиг

- Какое значение имеет слово – подвиг?

- Подвиг - доблестный, героический поступок, совершенный в трудных условиях. Это действие для блага других людей, во имя спасения их. Совершая это действие, человек может погибнуть.

Работа с раздаточным материалом (умный, героический)

- Перед вами лежат карточки со словами. Найдите слова, которые положительно характеризуют человека.
- Какими же качествами характера должен обладать человек, чтобы совершить подвиг? Найдите эти слова.

Чтение рассказа "Мечтатель"

- Но разве героем можно стать только на войне? У вас в рабочей тетради есть рассказ, стр. 44. Прочитаем его. (Чтение с остановками)

- Почему один мальчик мечтал совершить подвиг, а другой совершил его?

Знакомство со словом "подвижник"

- Есть люди, которые всю жизнь трудятся на благо народа. Таких людей называют подвижниками.
- Подвижник - человек, способный на совершение трудовых подвигов, на самоотверженный труд, на самопожертвование ради достижения высокой цели.

- Подвижник – это Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на битву с войском Мамая. Подвижник – это Павел Михайлович Третьяков, собравший картинную галерею и подаривший ее России.

- Великий русский ученый – Михайло Ломоносов, хирург Николай Пирогов, собиратель русских слов Владимир Иванович Даль, писатель Лев Николаевич Толстой.
- И в наши дни есть подвижники. Вы можете назвать их? Это врачи, которые спасают жизнь людей, учителя, воспитывающие юное поколение, инженеры возводят огромные мосты, строители, строящие высотные здания и т.д.

Написание заметки в нашу газету

- Наша программа называется "Служу Отечеству пером".
- Как вы понимаете это? (Наши заметки могут принести пользу другим людям и послужить нашей Родине)
- Сейчас мы можем сделать доброе дело – написать заметку в нашу газету.

- Напишите о том, как вы понимаете народную мудрость "Жить – Родине служить", и о том, что готов сделать для этого каждый из вас. (звучит музыка)
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, напишите на ромашке. (Ребенок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...)

Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. Работы зачитываются по очереди у доски. Каждый лепесток прикрепляется к доске в цветок. Ромашка завершит урок.

Завершение занятия

Все поют песню "Дорога Добра"
Что для жизни нужно? Солнце.
Что для дружбы нужно? Сердце.
Что для сердца нужно? Счастье.
Что для счастья нужно? Мир.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: открытый урок, 4 класс