Занятие по курсу "Православная культура".
Цель: создать условия для формирования понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
Задачи:
Ключевые понятия: защита Отечества, подвиг.
Методы и приемы: метод символического ведения, метод сравнения версий, метод самостоятельного конструирования понятий.
I. Организационный момент
Упражнение "Подари улыбку"
Учитель: Чтобы у нас у всех сегодня на занятии было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.
- Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям".
II. Актуализация знаний
Индукция стихотворение "Письмо к Богу"
Учитель: Как вы думаете, что это? (В руках учителя письмо-треугольник)
Дети: Письмо.
Учитель: Кто мог написать его? (Ответы детей)
Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зайцева, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:
Послушай, Бог
Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.
И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,
И Ты меня поймешь: не странно ли,
Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,
Что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.
Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что же?
Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.
Еще хочу сказать, что,
Как Ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, мой Боже,
Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду.
И вряд ли уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
- Сегодня на занятии мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.
- Чтобы правильно сформулировать нашу тему, каждая группа составляет ее из слов у себя на партах. Сверяем тему (на доске).
- Правильно. Тема нашего урока: "Доброе имя - в славе моего Отечества". Эти слова принадлежат великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.
"Я хочу служить, пока жив… Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека. Но я заключал доброе имя в славе моего Отечества. Я забывал себя там, где надлежало помнить о пользе общей", говорил Суворов.
Эпиграф: "Есть имена, чья слава так крепка,
Что не сотрут ее бесчисленные годы.
Она останется на долгие века
Святынею страны, святынею народа."
- Ребята, посмотрите на эпиграф на доске. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, на что необходимо обратить внимание?
III. Построение проекта
Самоконструкция. Игра "Найди лишнее"
Среди высказываний найти те, которые подходят к сегодняшней теме:
Социоконструкция. Игра "Видимо-невидимо"
Индивидуально и в парах. Учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, "вдоль" и "поперек" написано несколько слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минуты) плакат снимается, а дети записывают все запомнившиеся слова.
Затем обмениваются своими записями и дополняют, затем все сверяют с вывешенным для проверки плакатом. Желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета.
Демонстрация слов А.В. Суворова "Потомству моему": "Потомству моему прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божиим до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия".
Социализация. Распределение по группам (цвета). Группам раздаются письма А.В. Суворова (№ 1, 2, 3, 4). Необходимо выполнить мини-проект по каждому письму отдельно.
Афиширование. Учащиеся вывешивают и зачитывают свои проекты.
– Легко ли вам было выполнять данный проект?
IV. Первичное закрепление
Разрыв. Возвращение к словам А.В. Суворова "Потомству моему".
"Потомству моему прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божиим до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия".
- В чем А.В. Суворов призывает потомков следовать его примеру?
- Являемся ли мы потомками Суворова?
- Следуем ли мы примеру А.В. Суворова?
V. Повторное закрепление
Решите для себя тест. Аргументируйте свое мнение:
Подвиг – это:
Составьте связный рассказ, приведите примеры.
VI. Итог занятия. Рефлексия
Ребята, что мы узнали сегодня на занятии? Как вы думаете, мы достигли задач, которые мы поставили?
Упражнение "Мои качества" ("Видимо-невидимо")
Выбери из перечисленных на плакате качества, которые подойдут тебе.