Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.
Задачи:
определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;
формировать чувства любви и гордости за свою семью, представление о семейных ценностях, традициях и их значении для личности и российского общества (Отечества).
Оформление: музыкальный материал (песня Эдиты Пьехи "Семейный альбом", песня Игоря Корнелюка "Про Семью"), на доске надпись "Загляните в семейный альбом", заготовки домика (кирпичики, крыша), карточки с пословицами о семье.
Основные шаги по подготовке урока:
Прогнозируемый результат: самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы Отечества, семьи, необходимости хранить и беречь семейные традиции.
Организационный момент
Учитель: Улыбнемся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем настроение себе и другу.
- Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.
Введение в тему
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить с вами о двух самых главных ценностях в жизни каждого человека: о СЕМЬЕ и ОТЕЧЕСТВЕ.
Беседа про семью
Учитель: А что такое семья? (Семья - группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе)
- Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?
- Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
- Как появилось слово "семья"? (Ученик читает стихотворение)
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию "семья"? (Ответы учащихся)
- Сейчас мы с вами вместе создадим дом.
- Родной дом - это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить, когда создается семья)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моем доме была доброта.
- А вам? Выберите из представленных слов самые необходимые составные для семейного очага. (Учащиеся выбираю: уважение, равнодушие, понимание, уют, забота, любовь) (Во время проговаривания учениками учитель вывешивает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово "ТЕПЛО")
Учитель: Вот мы построили дом, в котором тепло, в котором живет семья.
- Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
- А сейчас закройте пожалуйста глазки и попытайтесь представить.
- Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем неспеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенными хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
- Откройте глаза. Вам понравился этот дом? А чем он Вам понравился? (Ответы учащихся)
- Перед вами лежат ладошки.
Задание
Учитель: Опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики. (Звучит песня Игоря Корнелюка "Про Семью")
- Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти к доске, зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку.
- Как вы думаете, почему руки? (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Конкурс пословиц
Учитель: Какие пословицы о семье вы знаете?
Задание: Собери пословицу
(предлагаются разрезанные пословицы)
Учитель: Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Учащиеся отвечают)
- А сейчас послушайте стихотворение про семью. (Ученик читает)
Ученик: Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Учитель: Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Недаром существует русская поговорка: "Семья-награда, что дороже клада”. Никакой клад не способен заменить ни родителей, ни братьев, ни сестер, ни детей.
- Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный День семьи. Он отмечается 15 мая.
- Крепкая дружная семья-результат человеческого труда, человеческих усилий. Семью закаляет труд, сплачивает праздник.
- Помимо государственных и семейных праздников в каждой семье существуют традиции, которые повторяются из года в год внутри семьи.
Семейные традиции
Учитель: А что мы можем назвать семейными традициями? (это то, что мы делаем вместе с семьей постоянно)
- С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами "дом", "родственники", "родители", "дети".
- Например, во многих семьях есть традиции собираться за семейным ужином.
- Расскажите о своих традициях в вашей семье. (Учащиеся рассказывают о своих традициях)
- Во многих семьях существует традиция - собирать и хранить фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
"Загляните в семейный альбом"
(Звучит песня Эдиты Пьехи "Семейный альбом")
Учитель: Ребята вот у нас здесь фотовыставка "Загляните в семейный альбом".
- Давайте полистаем ваши странички из семейных альбомов. (Учащиеся рассказывают по творческим работам о своей семье, об отдыхе, о семейных праздниках)
- Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
"Наше Отечество"
Учитель: Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
- Что такое Отечество? (Ответы)
Отечество − страна, где родился человек. Понятие "Отечество" часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.
- Подумайте, что сближает эти два понятия. (Высказывания учащихся: любовь, долг, ответственность, что-то родное, близкое, дорогое, ценное)
- Ребята, семья, школа – это маленькое Отечество. Отчий дом - это наша квартира, там мама, папа, бабушка, дедушка, наши родные люди. Отечество - место, где ты родился, это для нас родина, значит Россия мое Отечество.
- Ваши семьи оставили след в истории нашей страны, нашего Отечества. Ваши предки участвовали в Великой Отечественной войне, защищали свою Родину, ваши родители работают и приносят пользу стране. Надеюсь, что каждый из вас, когда станет взрослым, тоже внесет вклад в развитие нашей страны.
- Отечество, отчий дом, отец - однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, ее надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка дает нам жизнь. Отец и мать два главных человека в жизни каждого человека. Нашу родину называют матушка Россия. Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека. Семья - это малая Родина, наш отчий дом. Людей ближе, чем в семье на целом свете нет! Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
- Предлагаю вам послушать стихотворение об Отечестве и подумать, о чем в нем говорится?
Ученик читает стихотворение
Славься, Отечество.
Любите Родину, любите –
Россию – Родину свою!
Ей честь и славу возносите
И в перемирьях, и в бою.
Во дни истории свершений –
Во дни потерь, во дни побед
Россия – книга откровений –
Вам дарит свой всезримый свет.
Прекрасен мир, вели́ки страны,
Но есть средь них одна, что – мать,
Способная и боль, и раны
Своей любовью пеленать –
Россия! Та, что неподъемный
Свой Крест безропотно несет.
Тот самый – никогда несъемный –
Тот, что однажды мир спасет!
(Т. Травник)
Подведение итогов
Учитель: Что же самое главное и важное для каждого человека? (семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.)
- Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину? (Учащиеся отвечают)
Рефлексия
Учитель: А в подведении итогов нашего мероприятия я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось. (Учащиеся по очереди высказываются)
- А сейчас закончите предложение "Человек, в жизни которого есть семья и Отечество…" словами: счастливый, мудрый, культурный, воспитанный, умелый, трудолюбивый, дружелюбный, ответственный, заботливый, мужественный.
- Я, в свою очередь, хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было приятно с вами общаться. Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.