Программа внеурочной деятельности по правовой культуре детей: "Правознайка".
Класс: 4.
Форма проведения занятия: учебно-игровой урок.
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся знаний о том, что такое права и обязанности школьника.
Задачи:
Оборудование: ПК, презентация, рисунки ("правовое" дерево, "правовые" яблоки), карточки для рефлексии, словарь С.И. Ожегова, Конституция РФ, конверты с заданиями.
- Здравствуйте, ребята! Для того чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам свое хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.
- То о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и всем людям.
- Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо.
- Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд.
- Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей.
- О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав загадки.
- Для этого надо соотнести качества человека помогающие жить правильно к данным определениям.
- Вспомним правила работы на интерактивной доске:
- Итак, вы догадались, о чем мы будем говорить (о правах и обязанностях)
- Значит, как будет звучать тема нашего занятия? (Права и обязанности школьника)
- Исходя из темы занятия, какую цель поставим перед собой? (Узнать права и обязанности школьника)
- Я предлагаю вам составить план занятия: соотнести к началам пункта плана их концы
План занятия:
- Ребята, скажите, а кем является каждый из нас?
- Каждый из нас – гражданин России. Кто такой "Гражданин"?
- В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "гражданин" объясняется так:
Гражданин - 1. лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями; 2. взрослый человек, а также форма обращения к нему
- Давайте вместе сейчас разберем эти 2 определения.
- Пояснение понятия 1. Каким словом можно заменить слово "лицо", чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)
- Что значит "постоянное население"? (люди, которые живут здесь всегда)
- Что значит "наделенное правами и обязанностями"? (иметь права и обязанности)
- Пояснение понятия 2. Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: "уважаемый", "товарищ", "сударь", в том числе и "гражданин".
- Все зависит от ситуации и воспитания.
Игра "Дополни"
- А сейчас мы с вами немного поиграем. Для начала вспомним правила работы в парах:
- Ваша задача в парах: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.
Я гражданин
Приумножать ...
Беречь ...
Защищать ...
Знать ...
Выполнять ...
Гордиться ...
Любить ...
Права
Обязанности
Свою родину
Природу
Отчизну
Богатства
Культурой, языком
- А теперь поменяйтесь работами с парами и проверьте ее по эталону на слайде.
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
- Итак, ребята мы с вами выполнили первый пункт плана "Кто такой "Гражданин".
- Возьмите эти листочки, они у каждого у вас есть на столах. Рядом с этим пунктом оцените свою деятельность: поставить знак галочку, если вы справились с заданием, вы довольны своей работой если вы работали не активно или у вас что-то не получилось, то поставьте крестик.
- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся?
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ)
Слово "конституция" в переводе с латинского обозначает "установление"
- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из Конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют.
- А теперь, зная эти права, мы поиграем.
Игра "Путешествие в сказку"
- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах?
- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только некоторые из них.
Декларация – документ, который защищает наши права.
Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.
- Поскольку "Декларация о правах человека" – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра "Музыкальная минутка"
- Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей "минутки" вы индивидуально ответите на своих карточках на такой вопрос: "На какие права указывает каждая из песен?"
- Теперь каждый проверяет свои ответы по эталону на слайде.
- Ребята, мы с вами выполнили второй пункт плана "Права гражданина". Рядом с этим пунктом плана оцените свою деятельность.
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников.
- Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)
- В уставе нашей школы сказано, что обучающиеся школы обязаны:
- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Все было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности.
- У каждой из них в жизни были главные слова:
Права (разворачивает свиток и читает): жизнь, образование, труд, отдых.
Обязанности (разворачивает свиток и читает): соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.
Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными. С тех пор эта страна стала называться Правовой.
- Что можно сказать о правах и обязанностях?
- Девочки говорят: Запомните - права предоставляются, а обязанности выполняются!
- Ребята, мы с вами выполнили третий пункт плана "Права и обязанности школьников". Рядом с этим пунктом плана оцените свою деятельность.
- Ну, вот и подходит наше занятие к концу, а все ли мы успели сделать?
- Верно, мы не подвели итоги. Что для этого нужно вспомнить? (ответы учащихся)
- Правильно тему и цель. Какая у нас была тема? А какая была цель? Достигли мы ее?
- Я считаю, что мы со всеми заданиями справились на отлично, и это занятие поможет вам в будущем в жизни.
- Рядом с последним пунктом плана "Подвести итоги" нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас все получилось или не получился всего одно задание, нарисуйте смайлик с прямым ртом если два задания не получились. И если ничего не получилось, то нарисуйте грустный смайлик.
- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть еще в одну игру.
Игра "Выбери нужное слово…"
- На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось.
- Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
- На этом наш урок окончен. До новых встреч!