Конспект занятия по внеурочной деятельности 4 класс "Права и обязанности школьника"

Программа внеурочной деятельности по правовой культуре детей: "Правознайка".

Класс: 4.

Форма проведения занятия: учебно-игровой урок.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся знаний о том, что такое права и обязанности школьника.

Задачи:

  • содействовать воспитанию любви к Родине, правовой грамотности, уважения к другим и к себе, чувства собственного достоинства;
  • способствовать развитию культуры речи, умения анализировать, творческих способностей;
  • познакомить с понятиями "гражданин", "права граждан", "обязанности школьников", с применением прав и обязанностей в повседневной жизни.

Оборудование: ПК, презентация, рисунки ("правовое" дерево, "правовые" яблоки), карточки для рефлексии, словарь С.И. Ожегова, Конституция РФ, конверты с заданиями.

Ход занятия

Вступительная часть

- Здравствуйте, ребята! Для того чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам свое хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.

- То о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и всем людям.
- Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо.
- Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд.

- Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей.
- О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав загадки.
- Для этого надо соотнести качества человека помогающие жить правильно к данным определениям.

- Вспомним правила работы на интерактивной доске:

  1. Выходить аккуратно, не спеша.
  2. Не смотреть прямо на луч света из проектора.
  3. Во время работы с интерактивной доской находиться спиной к проектору. Прежде чем повернуться лицом к классу, отступить в сторону от луча проектора.
  4. Работу начинать только с разрешения учителя.
  • Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (порядочность)
  • Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (справедливость)
  • Качеств, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность)
  • Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. (воспитанность)
  • И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: "Твои права кончаются там, где начинаются ... (обязанности)

- Итак, вы догадались, о чем мы будем говорить (о правах и обязанностях)
- Значит, как будет звучать тема нашего занятия? (Права и обязанности школьника)

- Исходя из темы занятия, какую цель поставим перед собой? (Узнать права и обязанности школьника)
- Я предлагаю вам составить план занятия: соотнести к началам пункта плана их концы

План занятия:

  1. Кто такой "Гражданин".
  2. Права гражданина.
  3. Права и обязанности школьников.
  4. Подвести итоги.

Основная часть

- Ребята, скажите, а кем является каждый из нас?
- Каждый из нас – гражданин России. Кто такой "Гражданин"?
- В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "гражданин" объясняется так:

Гражданин - 1. лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями; 2. взрослый человек, а также форма обращения к нему

- Давайте вместе сейчас разберем эти 2 определения.
- Пояснение понятия 1. Каким словом можно заменить слово "лицо", чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)
- Что значит "постоянное население"? (люди, которые живут здесь всегда)

- Что значит "наделенное правами и обязанностями"? (иметь права и обязанности)
- Пояснение понятия 2. Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: "уважаемый", "товарищ", "сударь", в том числе и "гражданин".
- Все зависит от ситуации и воспитания.

Игра "Дополни"

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Для начала вспомним правила работы в парах:

  1. Работать вместе.
  2. Советоваться друг с другом.
  3. Не перебивать друг друга.
  4. Один говорит, другой слушает.
  5. Если не понял, перепроси.
  6. Свое несогласие высказывать вежливо.
  7. Работать тихо, не мешать другим.

- Ваша задача в парах: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

Я гражданин
Приумножать ...
Беречь ...
Защищать ...
Знать ...
Выполнять ...
Гордиться ...
Любить ...

Права
Обязанности
Свою родину
Природу
Отчизну
Богатства
Культурой, языком

- А теперь поменяйтесь работами с парами и проверьте ее по эталону на слайде.
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

- Итак, ребята мы с вами выполнили первый пункт плана "Кто такой "Гражданин".
- Возьмите эти листочки, они у каждого у вас есть на столах. Рядом с этим пунктом оцените свою деятельность: поставить знак галочку, если вы справились с заданием, вы довольны своей работой если вы работали не активно или у вас что-то не получилось, то поставьте крестик.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся?
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ)

Слово "конституция" в переводе с латинского обозначает "установление"

- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из Конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют.

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещен.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

Игра "Путешествие в сказку"

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

  1. "Айболит" К. И. Чуковский. (право на получение медицинской помощи)
  2. "Золотой ключик" А. Толстой. (право на образование)
  3. "Сказка о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкин. (Право на труд)

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах?
- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только некоторые из них.

Декларация – документ, который защищает наши права.

Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

- Поскольку "Декларация о правах человека" – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра "Музыкальная минутка"

- Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей "минутки" вы индивидуально ответите на своих карточках на такой вопрос: "На какие права указывает каждая из песен?"

  1. "Учат в школе" (право на образование)
  2. "Тяп-ляп" (право на труд)
  3. "Песенка о лете" (право на отдых)

- Теперь каждый проверяет свои ответы по эталону на слайде.
- Ребята, мы с вами выполнили второй пункт плана "Права гражданина". Рядом с этим пунктом плана оцените свою деятельность.
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников.

- Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)
- В уставе нашей школы сказано, что обучающиеся школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу Школы;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Все было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности.
- У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает): жизнь, образование, труд, отдых.
Обязанности (разворачивает свиток и читает): соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными. С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?
- Девочки говорят: Запомните - права предоставляются, а обязанности выполняются!
- Ребята, мы с вами выполнили третий пункт плана "Права и обязанности школьников". Рядом с этим пунктом плана оцените свою деятельность.

Заключительная часть

- Ну, вот и подходит наше занятие к концу, а все ли мы успели сделать?
- Верно, мы не подвели итоги. Что для этого нужно вспомнить? (ответы учащихся)
- Правильно тему и цель. Какая у нас была тема? А какая была цель? Достигли мы ее?

- Я считаю, что мы со всеми заданиями справились на отлично, и это занятие поможет вам в будущем в жизни.
- Рядом с последним пунктом плана "Подвести итоги" нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас все получилось или не получился всего одно задание, нарисуйте смайлик с прямым ртом если два задания не получились. И если ничего не получилось, то нарисуйте грустный смайлик.

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть еще в одну игру.

Игра "Выбери нужное слово…"

- На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось.
- Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
- На этом наш урок окончен. До новых встреч!

Размер:
30.11 Kb
Скачали:
6