Конспект урока "Маленьким детям – о больших правах"

Цель: познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Ученик зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему занятий.

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,

Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Учитель: Определите тему сегодняшнего занятия.
- Все мы разные, у нас неодинаковая внешность (учитель просит посмотреть друг на друга), разные увлечения (спросить об увлечениях), разные вкусы.
- У каждого человека есть что-то свое, что отличает их друг от друга, но у нас есть что-то общее. Что же нас объединяет?

- Итак, это общее, права человека, которые есть у всех людей. Права получают от рождения.
- Сегодня наш урок посвящен теме "Права ребенка". Это связано с важной датой - 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. В ней содержатся основные права детей. Слово предоставляется учащимся. Они расскажут о принятии Конвенции о правах ребенка.

1 ученик: Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2 ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война, гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.
Всех собравшихся объединяло одно желание – чтобы никогда больше не было воин, чтоб никто не знал страха и нужды.

3 ученик: Поэтому они все вместе и написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые должен иметь каждый человек на земле.
20 ноября 1959 г. Была принята Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН

Учитель: Давайте вспомним основные права ребенка, прописанные в Конвенции.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Остановимся на некоторых статьях Конвенции подробнее.

Статья 1. Ребенком признается человек, не достигший 18 лет.
Статья 2. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации.
Статьи 6, 7. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Ребенок имеет право на имя при рождении, на получение гражданства.

Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими родителями. Ребенок может думать совсем не так, как взрослые. И вы слышали фразу: "Мал еще, помалкивай!"
Статьи 12, 13, 14. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, получать информацию. Государство должно уважать свободу мысли, совести и религии ребенка.

- Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
- Кто в сказке Г.Х. Андерсена "Голый король" не боялся сказать королю правду? (Это был ребенок)

Статья 16. Дети имеют право на защиту от вмешательства в их семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Статья 19. Государство должно защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, эксплуатации, плохого обращения к ним со стороны родителей и других лиц.

Статьи 35, 36. Государство должно прилагать все усилия для предотвращения похищения детей, торговли детьми, эксплуатации детей.
Статья 24. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.
Статья и 28, 29. Ребенок имеет право на образование. Государство обязано обеспечить бесплатное и обязательное начальное образование.

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Подведение итогов

Учитель: Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Проверим наши знания Конвенции.
- Какие права были нарушены у героев этих сказок?
"Заюшкина избушка", "Золушка", "Дюймовочка", "Гуси-лебеди", "Буратино", "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка", "Гадкий утенок" и др.

- Я уверена, что сегодняшний разговор не прошел даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!